Ставка на одного ключевого, "стратегического" партнера всегда обречена на провал. Ставка на одну определенную политическую силу среди разных политических кругов этого "партнера" еще более провальная. Доказательством того стали польско-американские отношения после прихода в Белый дом президента Джо Байдена.
Сложностей в польско-американских отношениях скопилось достаточно, но сейчас поговорим об одном аспекте, касающемся информационного пространства. Польское правительство хочет ввести ограничения на приобретение электронных СМИ зарубежными корпорациями.
В соответствии с новым законопроектом, разрешение на вещание могут получить исключительно телеканалы, которые являются собственностью европейских юридических лиц, то есть тех, кто контролирует капитал из стран-членов Евросоюза и Европейской экономической зоны (кроме стран ЕС, в ее состав входят Норвегия, Исландия и Лихтенштейн).
"Европеизация" СМИ на уровне собственности и законодательства – практика совсем обычная, ее применяют многие европейские страны, защищая свою информационную безопасность и формируя медиапространство, соответствующее стандартам суверенитета. Однако в Польше "европеизация" СМИ вообще не проявляется.
Правительство и большинство оппозиции рассматривают ЕС лишь как одну из составляющих коллективного Запада. При этом Варшава всегда была ближе к Вашингтону, чем к другим европейским столицам.
Стоит в общем обрисовать контуры польского информационного пространства, чтобы понять, почему эта законотворческая инициатива обострила отношения Польши и США. Чтобы понять суть правительственного проекта, стоит обрисовать общие контуры польского информационного пространства.
В 2015 году на парламентских выборах победила партия "Право и справедливость" ("ПиС"), которая в итоге сформировала правительство и осталась у власти и после выборов 2019 года. Также в 2015 году самая большая из частных телекомпаний Польши TVN была приобретена американской корпорацией Discovery.
Кстати, Discovery планирует в ближайшие время слияние с корпорацией Warner Media, в результате которого появится второй самой большой медиахолдинг в Польше. Естественно, это дополнительно укрепит позиции США в мировом информационном пространстве.
В Польше TVN – в частности ее информационные телеканалы – по всем данным является самой влиятельной информационной силой, симпатизирующей либеральной оппозиции против "ПиС".
Несмотря на лояльность правящей партии к Вашингтону еще во время Дональда Трампа, телеканал официально поддерживало американское посольство в Варшаве, которое не постеснялось вмешаться в законотворческий процесс, посчитав, что интересы Discovery подвергаются угрозам в связи с попытками принятия новых налоговых схем. Тогда правительство сделало шаг назад.
"Медиа веры нет": больше половины жителей Литвы не считают свои СМИ объективными >>>
Теперь премьер-министр Матеуш Моравецкий утверждает, что новое законодательство направлено против попыток покупки польских электронных СМИ инвесторами из России, Китая и определенных арабских стран.
Однако все прекрасно понимают, что инициатива на самом деле является попыткой принуждения американцев к продаже своих активов на рынке СМИ в Польше. Новым владельцем TVN может стать одна из государственных компаний либо один из олигархов, близких к нынешней власти.
Цель проекта не вызывает сомнений: перехват контроля над одним из ключевых ресурсов либеральной оппозиции. Это не имеет ничего общего с упомянутой попыткой "европеизации" информационного пространства. Это также и не сознательный удар по интересам США, как утверждают некоторые эксперты.
Все тут намного проще: правящая элита позавидовала премьер-министру Венгрии Виктору Орбану и взялась за решение вопроса нейтрализации оппозиционных СМИ.
Как стоило ожидать, против принятия закона резко и публично высказались американские дипломаты. Поверенный в делах посольства США в Варшаве Бикс Алиу публично возмущался, говоря, что защита TVN равнозначна с защитой свободы слова и общечеловеческих принципов.
В Польшу собралась целая делегация Госдепартамента, намеренная провести "воспитательные" беседы с представителями польского правительства. На самом деле, американские чиновники по долгу службы защищают интересы американских компаний. Демократия и свобода слова в Польше их волнуют меньше всего.
Столкновение интересов сторон неизбежно. Однако опыт показывает, что скорее польская сторона довольно быстро откажется от принятия нового закона. Давление Вашингтона настолько сильное, что можно с уверенностью сказать: законопроект не пройдет. Против него уже выступает не только подавляющее большинство оппозиции, но и часть руководства правящей фракции.
Польза от нынешнего конфликта другая: сторонники "ПиС" будут наблюдать за тем, как ненавидимая ими корпорация продолжает свою информационную деятельность против правящей партии. По их мнению, пропаганда TVN направлена против традиционных ценностей и поддерживает разного рода меньшинства и местных прогрессивных либералов, то есть всех тех, кто вызывает чувство культурной, даже цивилизационной чуждости.
Таким образом, избиратели жестко антироссийской и однозначно проамериканской партии смогут осознать существование определенного диссонанса. Ведь невозможно верить в "стратегическое партнерство" со страной, которая не только вмешивается во внутренние дела Польши, но еще пытается навязать ее информационную систему.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.