Длинное и подробное интервью задержанного в Минске активиста белорусской оппозиции Романа Протасевича на телеканале ОНТ вызвало разнообразные эмоции. Независимо от оценок самих высказываний бывшего "цветного революционера", появляются вполне очевидные вопросы, на которые нужно ответить.
В интервью мы видим человека, который, вероятно, в силу своего правового положения очень много говорит. Он перечисляет ряд имен и обстоятельств, связанных с деятельностью белорусской эмигрантской оппозиции в период после президентских выборов в августе 2020 года в ходе реализации плана по дестабилизации политической ситуации.
Протасевич рассказывает о методах работы социальных сетей, а также о закулисных и внутренних спорах между отдельными активистами.
Однако наиболее важными являются моменты, когда он упоминает прямую поддержку, которую эти общины получали и получают из государственных средств других стран, включая Польшу и Литву.
Это не совсем новая информация. Большинство обозревателей политики и средств массовой информации прекрасно понимают, что в современном мире невозможно вести какую-либо деятельность без ресурсов.
Особенно если речь идет о профессиональной и амбициозной деятельности, направленной на свержение властей европейской страны средней величины.
Оппозиционеры ищут спонсоров и собирают средства для своих целей. Им тоже нужно на что-то жить, поэтому вполне естественно, что профессиональные "цветные" революционеры получают более или менее формальное вознаграждение. Все это банальные и очевидные вещи.
Кто стоял за оппозицией
В условиях практического противостояния холодной войны общеизвестным фактом является то, что американские фонды и центры поддерживают различные типы антисистемных движений в постсоветских странах.
Достаточно вспомнить известные слова помощника госсекретаря США Виктории Нуланд в Киеве вскоре после переворота в феврале 2014 года, когда американская чиновница призналась, что Вашингтон вложил 5 миллиардов долларов в украинскую оппозицию на Майдане.
О других операциях подобного рода, проводимых по указанию Белого дома, можно прочитать в ряде книг и статей, как правило, написанных самими американцами, разочарованными методами борьбы за глобальную гегемонию, проводимыми их страной.
В данном же случае организатором революции выступил не Вашингтон. Роман Протасевич заявляет о польских государственных фондах, и это вопрос, который должен интересовать каждого налогоплательщика Польши, по крайней мере, по двум причинам:
- люди имеют право знать, на что идут государственные средства, а открытый способ их расходования позволяет им оценивать политиков у урн для голосования;
- речь идет о прямом вмешательстве польских властей во внутренние дела суверенной соседней страны. Граждане должны знать в подробностях о таких попытках вмешательства, чтобы все могли оценить, подписываются ли они на действия, последствия которых могут быть негативными не только в политической сфере, но и в экономической.
Комментатор портала Onet.pl, ранее польский дипломат, в том числе в Минске, Витольд Юраш разумно отмечает, что было бы нерационально переводить средства для белорусской оппозиции "напрямую из служб или из бюджета".
Он также отмечает, что "финансирование оппозиции, которое по своей природе является скрытой деятельностью, а деньги предоставляются наличными, создает исключительно удобную возможность для коррупции".
Хотя Юраш, безусловно, является одним из самых стойких критиков президента Александра Лукашенко в Польше, он же один из немногих авторов, которые говорят вполне очевидные вещи.
Фактически Протасевич бросает тень подозрения не только на коррупционные действия белорусской оппозиции, которые относятся к польскому бюджету, как к дойной корове, но и на польских политиков из нынешней правящей партии.
Истерические попытки опровергнуть его авторитет не изменят того факта, что в любой нормальной стране способ расходования государственных средств на спонсируемый польским правительством Белорусский дом в Варшаве будет находиться под пристальным вниманием следователей.
"Вернуть Речь Посполитую": Литва и Польша хотят решить свои проблемы за счет Белоруссии >>>
Прокуратура Польши должна провести расследование ex officio, запросив юридическую помощь у белорусских властей и разрешив допросить Протасевича на польскую тему.
Однако проще заранее сказать, что его заявления – результат давления. Некоторые даже говорят, что отпечатки наручников на запястьях – это следы "пыток".
Интересно, где были эти "эксперты", когда в Польше происходили избиения, физическое и моральное насилие над людьми, неудобными для властей. Двойные стандарты и лицемерие, видимо, остаются в силе.
И наручники на запястьях, конечно же, не пытка, которая могла заставить раскаяться бывшего бойца, известного жестокостью неонацистского батальона "Азов".
Протасевич, видимо, понимал, что зашел в тупик. И он сделал выбор, который, похоже, вообще не понимает большая часть польского политического класса. А может, они просто боятся последствий этого выбора.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.