"Перемен!" – требует Шенген. Пандемия наносит сокрушительный удар по главной ценности ЕС

Сотрудник Литовской пограничной полиции на польско-литовской границе в Будзиско, 17 марта 2020 года
AP Photo / Mindaugas Kulbis

Александр Гаджиев

Длительное закрытие внутренних границ ЕС может обернуться вредной катастрофой для политики и экономики альянса.

Новая волна пандемии COVID-19 ставит под угрозу политику открытых границ Шенгенской зоны, которая, как пишет министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн, является одним из самых больших достижений ЕС.

Ряд экспертов твердо убеждены в том, что закрытие границ и контроль между странами ЕС – это крайне вредное решение, которое может иметь прямые негативные последствия для политической и экономической сферы. Тем не менее в текущих условиях некоторые страны-члены ЕС все же идут на эти меры. К чему это приведет, и как это отразится на Шенгенской зоне?

Закрытие границ на долгий срок

Появление новых штаммов коронавируса, которые, как представляется, распространяются более стремительными темпами, является серьезной причиной для беспокойства в ЕС. Германия, например, отреагировала введением строгого контроля на своих границах с Чехией, Австрией и Словакией.

Кроме того, были введены более жесткие меры въезда для граждан ЕС в целом, в том числе обязательство показывать отрицательный тест на коронавирус, а в некоторых случаях – уходить на карантин. Похожие меры были введены Бельгией, Данией, Финляндией, Венгрией и Швецией. Остальные государства-члены ЕС также рассматривают возможность введения подобных мер при усугублении эпидемиологической ситуации.

Очевидно, что в текущих условиях люди должны воздерживаться от необязательных поездок, но закрытие границ в пределах Европы может оказаться чрезмерной предосторожностью, которая принесет больше вреда региону, чем пользы.

Обязательное тестирование и необходимость соблюдать карантинные меры всем, кому необходимо пересечь внутреннюю границу Евросоюза, фактически привело к остановке жизненно важного пограничного движения. Если текущие ограничения будут продолжаться и дальше, то для этого по всей Европе потребуются сотни тысяч, если не миллионы тестов. Чтобы пройти эти тесты, потребуются миллионы вакцин, которых сегодня у ЕС попросту нет.

Уже сегодня мы наблюдаем, как на границах образуются многокилометровые пробки, а миллионы пассажиров и грузов задерживаются на пропускных пунктах, что нанесло значительный ущерб торговле и, как следствие, внутреннему рынку Союза.

Наибольшие пробки наблюдаются на польско-немецкой границе со стороны Германии: на автодороге 11 между Берлином и Щецином – более 30 км; на магистрали 12, соединяющей Берлин и Познань, – более 15 км, шоссе 15 между Берлином и Вроцлавом – более 30 км, на магистрали 4 между Дрезденом и Вроцлавом – более 50 км. Где гарантия, что никто из этих людей не является разносчиком коронавируса?

Закрытие внутренних границ ЕС – это не только вредное решение, но и в долгосрочной перспективе – трудноосуществимое, учитывая крайне медленные темпы вакцинации и проблемы с ее поставками.

В конце января Совет выпустил рекомендацию, настоятельно призывающую государства-члены освободить от тестирования или карантинных требований лиц, проживающих в приграничных регионах, которым необходимо ежедневно или еженедельно пересекать границу по работе, учебе, семейным обстоятельствам или медицинскому обслуживанию.

Это предложение Совета, прежде всего, нацелено на тех граждан, которые выполняют важные функции для общества или являются незаменимыми кадрами в своей отрасли. Однако это предложение было жестко раскритиковано Германией – страной, которая в тот период являлась председателем Совета.

Не только вредно, но и незаконно

Вместе с вопросом, насколько уместны подобные меры, возникает и вопрос их законности. Хотя правило свободного передвижения является одним из главных в Шенгенских соглашениях, законодательство ЕС предусматривает исключения в случае "угрозы государственной политике или внутренней безопасности". Альберто Алеманно, профессор права и политики Европейского союза, отмечает, что "государствам-членам разрешено вводить такие ограничения, если они "оправданы" и "пропорциональны" вызванной угрозе".

Но, по мнению эксперта-юриста, недавние пограничные меры не отвечают вышеперечисленным критериям, что и побудило Еврокомиссию направить письмо-предупреждение шести странам-членам ЕС с требованием снять эти ограничения.

Похоже, в условиях такого беспрецедентного кризиса национальные государства не хотят слушать ЕС и предпочитают действовать самостоятельно. Так, например, отвечая на критику, министр по европейским делам Германии Михаэль Рот заявил: "Я отвергаю обвинения в том, что мы не соблюдали законодательство ЕС". Министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер, в свою очередь, отметил, что Европейская комиссия "сделала достаточно ошибок" и "должна поддержать нас, а не мешать нам, давая бесполезные советы".

Многокилометровая очередь из грузовых автомобилей
© Sputnik / Сергей Ермохин
Многокилометровая очередь из грузовых автомобилей

Сможет ли Шенген пережить пандемию?

Безусловно, новые ограничения создают определенный прецедент для стран ЕС, желающих подорвать свободу передвижения. В связи с этим очевидно, что так или иначе, но Шенгенская зона постковидной эпохи COVID-19 будет сильно отличаться от Шенгена до пандемии.

Так, некоторые эксперты идут еще дальше, утверждая, что о свободе передвижения по ЕС в ближайшие годы можно будет забыть. Альберто Алеманно отметил: "Реальность, где у ЕС нет внутренних границ, может быть забыта в обозримом будущем".

Во время первой волны пандемии пограничные проверки продолжались дольше, чем это было необходимо. Если мы увидим подобную тенденцию и на этот раз, то есть риск, что пограничные проверки станут новой нормой. Это означает, что кризис Шенгенской зоны будет продолжаться еще длительное время даже после относительной стабилизации эпидемиологической ситуации в Европе.

Необходимость реформирования Шенгенского соглашения

В своей статье, опубликованной в июне прошлого года после первой волны пандемии, Фонд Роберта Шумана рекомендует ЕС "уточнить правовую базу Шенгенского соглашения и предоставить институтам инструменты для обеспечения того, чтобы в интересах Союза соблюдались его ценности и права его граждан".

Мари де Сомер, старший политический аналитик и руководитель программы миграции и разнообразия европейского политического центра, сказал, что нынешняя правовая база была "сожжена" из-за отсутствия ясности, "поэтому неплохо начать с новой основы".

Европейский парламент призвал Еврокомиссию "предложить реформу Шенгенского соглашения" и "обеспечить подлинно Европейское управление Шенгенской зоной".

Но здесь стоит учитывать два фактора. Во-первых, хорошо известная европейская бюрократия будет способствовать тому, что подготовка и реализация этой реформы будет проходить очень долго. Во-вторых, проекты реформ, выдвинутые некоторыми лидерами ЕС, скорее всего, будут двигаться в направлении более строгого контроля, а не более открытых границ.

Например, в прошлом году президент Франции Эммануэль Макрон призвал ЕС реформировать Шенгенскую зону, заявив, что пандемия и угроза терроризма требуют перемен. Это означает, что Франция выступает за еще более жесткий контроль внутренних границ.

Другими словами, надежды на то, что Шенген выживет, практически нет. Пандемия COVID-19 нанесла серьезный ущерб экономике ЕС и ряду других сфер, а закрытие некоторых внутренних границ никак не решило существующие проблемы, лишь добавило новые. Важно то, что эти ограничительные меры, которые сегодня применяют шесть стран-членов ЕС, в будущем могут стать нормой. Таким образом, один из главных символов Евросоюза – свободное перемещение – сегодня находится под угрозой исчезновения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме