Политкорректор: рабочие будни

Политкорректор
© Baltnews

Сергей Середенко

О заседаниях суда по делу Александра Гапоненко, о задержании Бенеса Айо, о новой партии Вячеслава Титова и о ежегоднике Департамента внешней разведки Эстонии.

Приступим.

В деле, точнее, в делах Александра Гапоненко на неделе прошло два заседания, подробную статью о первом из них написала Алла Березовская. Должен добавить к рассказанному ей, что, помимо собственно работы в суде, Александр очень грамотно и активно ведет кампанию по привлечению мирового внимания к этому процессу. Формально – своему, а по сути – общественному. Судебный процесс всегда дает массу информационных поводов, и мой друг их не упускает. Вот пример: "После того, как Александра Гапоненко начали преследовать в связи с демонстрацией фильма "Волынь" в Риге, он отправил жалобу Президенту Польши Анджею Дуде, текст которой на суде был передан судье Студенте, ведущей заседание. По словам Александра, со стороны польского МИДа последовал протест в адрес латвийских властей по поводу попыток запретить показ фильма". Так что в этом процессе обвинение и защита постепенно меняются местами – как, собственно, и должно было случиться.

Александр Гапоненко
© Sputnik
Александр Гапоненко

Другой бывший житель Латвии, донецкий ополченец Бенес Айо (он был у меня в друзьях в Facebook, но сейчас его аккаунт почему-то найти не могу), был задержан на неделе в Архангельской области, куда тот прибыл поддержать противников закладки мусорного полигона. Информации о причинах задержания было много, и противоречивой, и по ходу выяснялось следующее:

Владимир Линдерман: "Вот что сообщил руководитель УМВД по Архангельской области Александр Прядко:

"В ходе проверочных мероприятий выяснилось, что на территории Ленского района находится гражданин из Латвии, находящийся в международном розыске. На данный момент он задержан, и далее компетенции Министерства внутренних дел заканчиваются. Могу сказать только, что он сейчас в изоляторе временного содержания. В приличных условиях. Его кормят. Там тепло. Обеспечен постельным бельем. И в самое ближайшее время будет принято законное решение, к которому никакого отношения не будут иметь внуки легионеров, правосеки и иные товарищи".

То есть, Прядко дает понять, что Бенес не будет выдан ни Латвии, ни Украине. Звучит оптимистично, но надо понимать, что вопросы экстрадиции (выдачи другому государству) решает не офицер МВД, а Генеральная прокуратура. Поэтому надо держать руку на пульсе".

Бенес Айо
Бенес Айо

О том, что угрожает Бенесу в случае выдачи его Латвии, Владимир написал отдельную статью, в которой, в частности, вспомнил почти аналогичный случай с другим донецким ополченцем, гражданином Латвии Вячеславом Высоцким (тоже не могу найти его аккаунт. Эй, Facebook, от тебя люди уходят!), в решении проблем которого мне тоже довелось поучаствовать. Там, правда, фабула была другая – выдачи Вячеслава никто не требовал, он оказался в России на лечении после ранения, и его пребывание в стране без визы формально оказалось нелегальным, в связи с чем было принято решение о его высылке. В Латвию, гражданином которой он являлся. После того, как мы с латвийскими коллегами сделали пару звонков и объяснили, что это было бы не по правде, вопрос был решен в пользу предоставления Вячеславу убежища в России.

Ситуация с Бенесом другая – он объявлен в международный розыск. И тут на самом деле у российской прокуратуры при вынесении решения есть поле для маневра, причем, на мой экспертный взгляд, предоставление убежища – не лучшее решение.

В нынешней международной ситуации (простите за высокий слог!) Россия подает себя как бесспорный сторонник не только самого международного права, но и его исполнения. А международный розыск – неотъемлемая часть международного права, форма международного сотрудничества. Поэтому в общем случае выдавать – надо. Однако нет правил без исключений; во многие конституции внесено положение о том, что страна такая-то не выдает своих граждан. Но это – не случай Бенеса. Гораздо интереснее другое ограничение, также встречающееся в конституциях: не выдаются люди, обвиняемые в политических преступлениях.

Поэтому гораздо эффективнее и юридически, и политически было бы не предоставлять Бенесу убежище в России, а отказать в выдаче на том основании, что тот обвиняется в совершении политических преступлений. Самое главное тут, что это правда. И мотивировка того, что инкриминируемые Бенесу деяния – суть политические преступления, может стать хорошей платформой для российского контрнаступления в идеологическом поле. Поскольку конфликт ДНР и ЛНР с Украиной – это, на мой взгляд, прежде всего "восстание". В том смысле, в котором оно зафиксировано во Всеобщей Декларации прав человека.

Для контраста: в Литве "пятеро военных, проходивших службу в разведывательном подразделении НАТО, были объявлены пропавшими без вести во время военных учений 4-6 февраля. Полагая, что тренировки по-прежнему продолжаются, они избегали всех сил, посланных, чтобы их найти".

Ну, если уж НАТО своих солдат найти не может, то дырку вам от бублика, а не Бенеса!

Еще о преследованиях и Литве – Верховный суд Литвы отказал Вячеславу Титову в рассмотрении кассационной жалобы. "Делу Титова" я посвятил целых четыре спецвыпуска, настолько оно было прецедентным, поэтому повторяться не буду. Однако окончание своего судебного дела в Литве Вячеслав отпраздновал не самым обычным способом, заявив о создании партии.

Вячеслав Титов: "Дорогие друзья!

Инициативная группа комитета "Titov ir teisingumas" для продолжения борьбы за справедливость в Литве приняла решение о необходимости создания совершенно новой политической партии "Партия Социальной Справедливости" и обратиться к общественности Литвы с призывом не оставаться в стороне, а стать ее полноправным учредителем. Если нас соберется не менее 2000 человек, то в Литве появится совершенно новая политическая сила Социальной справедливости, с которой вынуждена будет считаться нынешняя правящая номенклатура Литвы. Все мы можем объединиться вокруг этой благородной идеи социальной справедливости, и все мы вместе способны улучшить Литву!

Предполагаемая идеология партии: Социальный консерватизм – одно из течений современного консерватизма".

Вячеслав Титов
Вячеслав Титов

Хм… Ну, во-первых, обращает на себя внимание явный разброс в количественном цензе в странах Прибалтики; в Эстонии для создания партии нужно 500 граждан, в Латвии – 200 человек, в Литве – 2000 граждан. Я не один раз уже отмечал, что никакой научной проработки за этими цифрами не стоит, и эти цифры – в чистом виде, выражаясь марксистским языком, "воля правящего класса". Но разброс в порядок говорит о том, что кто-то явно перестарался.

А, во-вторых, Вячеславу следовало бы внимательнее относиться к новейшей истории Прибалтики: заявление о том, что "нынешняя правящая номенклатура" будет "вынуждена считаться" с новой политической силой, практикой не подтверждаются. Примером тому – Александр Гапоненко, лидер Парламента непредставленных Латвии. Другой пример – почивший в бозе Русский земский совет в Эстонии – тот даже до уголовного преследования активистов не дотянул. То же – про Представительную Ассамблею. Это лет 15-20 назад "правящая номенклатура" проливала крокодиловы слезы по поводу того, что им "не с кем разговаривать", в связи с чем "инородцами" были предприняты неоднократные попытки обрести легитимных представителей, пусть даже в виде культурной автономии в Эстонии (проект Станислава Черепанова и Со).

После многих неудачных попыток стало понятно, что разговаривать ни "не с кем", а "некому" - "номенклатура" не просто не нацелена на диалог, а всячески избегает его, обращаясь за помощью к спецслужбам.

Да и партийный путь – тернист. О преследованиях Русского союза Латвии можно писать монографию, Левая партия Эстонии загнана спецслужбами в судебный тупик (откуда, кстати, потихоньку, в основном усилиями Мстислава Русакова, выбирается), бывший лидер Социалистического народного фронта Литвы Альгирдас Палецкис – в тюрьме…

Коммунистическая партия Литвы недавно отметила два события – годовщину освобождения Клайпеды и… "75 лет от момента, как была создана единая Литва в ее исторических границах. Долгие столетия - от середины XV века Клайпедский край не принадлежал Литве. Его захватили крестоносцы, позже этот край принадлежал различным немецким государствам. С 1923 по 1939 г. Клайпедский край принадлежал Литве. Но гитлеровская Германия в марте 1939 г. захватила этот край. И только в начале 1945 г. советские войска освободили Клайпедский край. Также был освобожден и Вильнюсский край. И в начале 1945 г. Литва опять стала единым государством в ее исторических границах (все регионы – Жемайтия, Аукштайтия, Сувалкия, Дзукия – в одной стране)".

При этом "В современной Литве все, что связано с исторической памятью в течении последних 30 лет, часто вызывает жаркие дискуссии, в этой сфере много и скандалов, и разных эксцессов. Интересно то, что все-таки некоторые исторические события современные лидеры страны стараются забыть. В том числе умалчиваются и очень крупные исторические события".

Я не историк, конечно, но речь об "исторических границах" меня растревожила. ВКЛ, помнится мне, "от моря до моря"...

Дальше. На неделе вышел ежегодник Департамента внешней разведки Эстонии. Портал эстонского Гостелерадио дал об этом статью под названием "Департамент внешней разведки указал на исходящие от России и Китая риски и угрозы". Из документа следует, что я живу в самой спокойной стране в мире: с одной стороны, "угроза военного нападения со стороны России остается незначительной", с другой – "основная угроза для Эстонии по-прежнему исходит от России". Суммируем: "основная угроза" – "незначительна".

Это не только русофобия "как она есть", но это еще и непрекращающийся алармизм по поводу "российской угрозы". Несуществующей, надо сказать. И за это, за раздувание "российской угрозы", людям платят зарплату. А вот угрозы со стороны НАТО, например – уже здесь. И тот же Саша Гапоненко на них указывает. Но зарплату ему за это тоже не платят – его за это судят. За алармизм, за "разжигание ненависти к американским танкам".

Коллеги, разумеется, не преминули оттоптаться по этому очередному шедевру эстонской военной мысли. Впрочем, весьма вежливо. Выбирая выражения.

О том, как эстонские разведчики осветили деятельность RuBaltic.Ru - статья на самом портале.
Эйно Ингерман: "Для меня совершенно сенсационно прозвучала основная мысль из доклада эстонской СВР. Мы России нафиг не нужны, если и нападут, то по причине конфликта с США.
Эта "свежая" мысль явно противоречит пафосу всех тех истерик, которые закатывали прибалтийские политики разного уровня, требуя сюда как можно больше натовских войск. Исходя из этой логики, нет от этих войск тут никакой пользы, один вред. Да и кто сказал, что русские будут наступать стройными рядами, сегодня война другая принципиально.

Можно просто накрыть с использованием конвенциональных боеприпасов районы дислокации войск и "поставить под контроль" пути переброски подкреплений из Европы и США, делов-то. Никаких оккупаций не надо.

Ну и какой вывод мы сделаем из всего вышеизложенного? Вывод напрашивается очень простой. Эстония кровно заинтересована в снижении градуса противостояния США и России, иначе кирдык, можем стать полем боя. Иииии? Так может этим и руководствоваться нам надо в своей внешней политике, даже вопреки воле заокеанских кураторов, руководитель нашей СВР Микк Марран намекает, однако!".

Ну и напоследок два личных наблюдения, сделанных на этой неделе. На RTVi обсуждали инициативы Трампа по части абортов. Дали несколько включений из США по Skype. Дело, в общем, уже привычное.

Интересно другое. Американец, которого привлекли к эфиру... ехал в машине. Смартфон, видимо, был закреплен у него на панели, он сидел за рулем и говорил со студией. При этом hands free, разумеется. Такого я еще не видел.

А теперь о том, чего давно не слышал. В день дипломатического работника в России слушал и смотрел по ТВ Сергея Лаврова.

И вот фраза из его выступления:

"В этот день мы подтверждаем нашу решимость делать все для реализации внешнеполитического курса России, который установлен Президентом, делать все, чтобы быть достойными наших великих предшественников. Насколько у нас получается – судить российскому народу".

Вот это последнее меня зацепило, и сильно. Погуглил – выяснилось, что он часто такое говорит. Вы когда-нибудь слышали, чтобы так говорили президенты, премьеры или министры из Прибалтики? Нет? И я – нет.

"Правительство работает отлично!", – говорят все премьеры. В Прибалтике.
Отнимая у нас тем самым право судить.

Свободу Юрию Мелю, Альгирдасу Палецкису, Олегу Бураку, Константину Никулину!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме