Предыстория польских левых
Прежде чем анализировать содержание громкого выступления депутата фракции "Левых" в польском парламенте, стоит немного вернуться к историческим фактам и событиям. Профессор Антони Дудек, сотрудник одного из католических университетов в Варшаве и известный историк, часто комментирует новейшую историю Польши для ряда СМИ.
Его привыкли считать приближенным к правому крылу польской политической и экспертной среды. Однако неожиданно для многих Дудек публично поделился результатами своих последних научных исследований, касающихся Польши времен распада восточного блока и первой фазы так называемой системной трансформации.
Историк не побоялся довольно подробно и объективно осветить американский след в решающих моментах смены власти. Отметим, что при анализе отношения польских левых к США не стоит забывать, что определенные контакты у них начались еще во время существования Польской Народной Республики (ПНР).
Так, в 1985 году состоялась встреча тогдашнего главы ПНР генерала Войцеха Ярузельского с влиятельным финансистом Дэвидом Рокфеллером в Нью-Йорке. Какие вопросы на ней обсуждались – до сих пор неизвестно.
Из-за закрытости той встречи многие полагают, что уже тогда начались переговоры о переходе под нового куратора – разумеется, с согласия советского руководства. Тогда как минимум были разработаны неформальные механизмы сотрудничества, о чем писал даже польский консервативный историк, ныне депутат либеральной оппозиции Павел Коваль.
Все под контролем – американских советников
Теперь вернемся к тезисам Дудека. Итак, он считает, что весной 1990 года ЦРУ начало контролировать польскую Службу безопасности. Оно считало формат круглого стола самым подходящим вариантом смены власти путем договоренности лояльных США "коммунистов" с такими же "оппозиционерами".
Безусловно, приватизация и передел собственности в стране проходили при строгом присмотре со стороны американских советников. Дудек напоминает, что старшие "партнеры" из-за океана практически вручную контролировали все стратегические решения.
Зимой 1990 года советники сказали будущему президенту Леху Валенсе, что тот должен назначить после выборов на пост премьер-министра неолиберального ястреба Лешека Бальцеровича (польский аналог Егора Гайдара – прим. автора).
Правда, Бальцерович в итоге не согласился, предпочтя занять заднее кресло и управлять экономической трансформацией с поста заместителя премьера. Однако желаемые американцами результаты в виде деиндустриализации и массовой приватизации были так или иначе достигнуты.
Антони Дудек утверждает, что назначения на ключевые посты в правительство не могли происходить без согласований с прибывшей из США командой советников. Профессор в качестве примера приводит возглавившего правительство Яна Белецкого, к которому пришел тогдашний советник американского посольства в Варшаве Дэниел Фрид и без стеснений заявил, что не стоит препятствовать Бальцеровичу.
Из коммунистов – в социал-демократы
Состояние зависимости от американских кураторов продолжилось и позже. Ничто не изменилось и тогда, когда во власти появились бывшие коммунисты, преобразовавшиеся в социал-демократов.
Они безоговорочно поддержали вступление Польши в НАТО, а затем решили не только одобрять, но и участвовать в войнах США в Афганистане и Ираке. Именно они согласились передать ЦРУ места на территории Польши для тюрем, в которых незаконно держались лица, по сути, похищенные американцами.
Лично помню, что однажды спросил у социал-демократического премьера Лешека Миллера про причины столь проамериканской позиции польских левых. Он ответил, что им как бывшим коммунистам постоянно приходилось доказывать своими поступками, что у них больше нет никаких связей с Москвой и что они полностью готовы выполнять инструкции новых кураторов.
Вероятно, это действительно так и было. Но все это лишь привело к восприятию польских социал-демократов как правых – по сравнению с социал-демократами "Старой Европы".
Может быть, это и есть одна из причин маргинальности польских левых в течение последних лет. В 2015 году у них даже не получилось преодолеть пятипроцентный порог на парламентских выборах.
Однако в октябре они уже снова вернулись в польский сейм. Кстати, вернулись довольно успешно. Во-первых, их фракция состоит из 45 депутатов и является третьей силой в парламенте. Во-вторых, первые заседания сейма показали, что "Левые" могут стать совсем другими, извлекая уроки из своей новейшей истории.
Громкая речь Адриана Зандберга
Практически все публицисты, политологи и эксперты по политическому пиару единогласно считают, что самым лучшим выступлением в парламенте нового созыва стала речь депутата "Левых" Адриана Зандберга. Политик возглавлял небольшую партию "Вместе" (Razem) и в результате коалиционного соглашения был избран депутатом от столичного избирательного округа.
Его резонансная парламентская речь была произнесена во время дебатов после инаугурационного выступления премьер-министра Матеуша Моравецкого. Зандберг, приводя факты и цифры, доказал, что социальные достижения правящей партии скорее виртуальны.
Кроме того, в своей речи он коснулся и вопросов внешней политики, сделав акцент на польско-американских отношениях. Критикуя риторику об успехах правительства в области налоговой политики, Зандберг сказал Моравецкому следующее:
"Честно говоря, я удивлен, что вы говорили про налоги, – ведь каждый раз важнее интересов польских граждан оказывался звонок из посольства США. Где налог для цифровых гигантов? Вы отказались его ввести потому, что вам так велел Майк Пенс. Так же с Uber и лекарственными средствами. Так же с реприватизацией".
Политик призвал больше не считать США основным стратегическим партнером: "Вы рискуете нашим будущим ради того, чтобы понравиться Трампу. Если еще кто-то считает, что он может быт гарантом чего-либо, пусть посмотрит на курдов".
С точки зрения стандартов Западной Европы ничего особенно радикального в таких утверждениях нет, однако с точки зрения польской политической корректности они выглядят чуть ли не как революционные.
Необходимо подчеркнуть, что Зандберг не призывает к смене внешнеполитического вектора, ориентируясь на более умеренных и менее воинственных западноевропейских партнеров. Однако его выступление может стать первым признаком того, что в польскую политику вошли социал-демократы нового поколения, напоминающие западные партии этого направления.
Ораторский талант Зандберга бесспорен, особенно на фоне других польских политиков. Поэтому многие считают его потенциальным кандидатом на президентских выборах, которые состоятся в следующем году.
Фракция "Левых" будет довольно активно критиковать социальную и экономическую политику "Права и справедливости". Это уже довольно опасно для Ярослава Качиньского, у которого в парламенте предыдущего созыва отсутствовали конкуренты из левого фланга. Теперь все станет сложнее, даже если не будет резких разногласий в вопросах внешней политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.