Французский заслон. Албании и Северной Македонии не светит членство в ЕС

Флаг ЕС
РИА Новости

Игорь Фролов

Состоявшийся в Люксембурге саммит министров иностранных дел стран ЕС не добавил оптимизма Албании и Северной Македонии, чьим приоритетом внешней политики является евроинтеграция.

Против начала переговорного процесса с Тираной и Скопье о вступлении в ЕС выступили Нидерланды, Дания, Франция, сославшись на сомнения в прогрессе реформ.

В свою очередь сторонники старта переговорного процесса, среди которых Германия и Италия, отреагировали на это решение с определенным непониманием, сославшись на позицию Еврокомиссии о том, что Тирана и Скопье выполнили все условия для начала переговорного процесса о вступлении в ЕС. При этом статусом кандидата на вступление в ЕС Албания обладает с 2014 года, а Северная Македония (ранее просто Македония) – и вовсе с 2005 года.

По словам еврокомиссара по вопросам расширения и политики соседства Йоханнеса Хана, "следующая отсрочка решения подорвет доверие Западных Балкан и амбиции ЕС стать более сильным глобальным игроком".

Подобные заявления – еще один маркер расхождения позиций наднациональных структур ЕС, стремящихся к экспансии и расширению своего влияния, и элитами стран Западной Европы. Последние в условиях миграционного кризиса и нарастания противоречий внутри Евросоюза вынуждены сосредотачиваться на внутренних проблемах своих государств, прагматизируя свою позицию относительно политики соседства.

Президент Франции Эммануэль Макрон, которого начали обвинять в "предательстве" мейнстримовые европейские СМИ из-за решения Парижа отказать Албании и Северной Македонии, считает, что сперва необходимо завершить процесс реформирования Евросоюза.

Только после этого можно начинать переговоры с потенциальными кандидатами на вступление.

При этом четких сроков реформирования ЕС и конкретных механизмов Макрон не называет. Ранее Макрон высказывался о том, что необходимо превратить ЕС в более монолитную структуру с жесткой финансовой дисциплиной, где возможности стран "Новой Европы" блокировать стратегические решения, принимаемые франко-германским "ядром", будут уменьшены. Правда, до сегодняшнего дня все это остается лишь на уровне риторики. 

Станет ли Евросоюз более сильным глобальным игроком от поглощения западнобалканских государств, как утверждает еврокомиссар Хан, вопрос в высшей степени дискуссионный.

С экономической и военно-политической точек зрения, едва ли Албания и Северная Македония, равно как и прочие западнобалканские государства, способны усилить Евросоюз, кроме того, их принятие в ЕС сделает его менее монолитным, учитывая серьезное влияние Вашингтона на Тирану и Скопье.

Несмотря на то, что европейские институции в последние годы считали Албанию и Северную Македонию "отличниками евроинтеграции", эти государства остаются одними из наиболее коррумпированных на Европейском континенте и в них сохраняется серьезная степень влияния мафиозных структур на политическую систему и государственный аппарат.

Кроме того, в постсоциалистическую эпоху в Албании и Северной Македонии стремительно архаизировались социальные практики, что существенно углубило пропасть между этими государствами и странами Западной Европой за последние 30 лет. В этой связи несколько удивительна позиция Италии, которая поддерживает евроинтеграцию Албании, хотя именно в Италии термин "албанская мафия" известен как нигде более.

Другое дело, что вступление стран Западных Балкан в ЕС снизит градус напряженности в регионе и станет механизмом предотвращения возобновления межэтнических и межгосударственных конфликтов, разрывавших полуостров в 1990-ых, когда Евросоюз не обеспечил мирный развод Югославии и предоставил независимым республикам евроинтеграцию по чехословацкой модели.

С геополитической точки зрения, евроинтеграция Западных Балкан ослабит влияние на процессы в регионе США, России, Китая, Турции. Впрочем, совсем не факт, что это предопределит возможность для Евросоюза извлечь из евроинтреграции западнобалканских государств конкретные экономические и политические бонусы. Все-таки политика не является игрой с нулевой суммой.

Одновременно с этим бывшие югославские республики могут стать для Евросоюза, испытывающего трудности с наплывом мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, своеобразным "паркингом для мигрантов".

С другой стороны, в западнобалканских республиках сильны националистические настроения, что превращает идею "паркинга для мигрантов" в крайне хлипкую конструкцию.

Как бы там ни было, но октябрьский саммит ЕС, где Албании и Северной Македонии поставили заслон на пути евроинтеграции, должен стать уроком для всех, кто провозглашает своим внешнеполитическим приоритетом вступление в состав Евросоюза. Речь идет о Грузии, Украине, Молдавии, Боснии и Герцеговине, Косово – их европейские перспективы, и без того призрачные, отдаляются все больше. Станет ли это поводом для прагматизации внешнеполитического вектора, покажет ближайшее будущее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме