От шума магистрали "Вильнюс – Рига" прячется он в глубине посёлка. Только осенью, когда опадают листья, зимой и весной, пока кроны деревьев стоят без убранства, видны проезжающим его синие купола, покоящиеся на стенах светлого кирпича.
Об истории здешней церкви рассказывает её настоятель отец Максим (Крутолевич), а прихожане на свой лад дополняют мозаику. BALTNEWS.lt позволит себе серьёзно нарушить хронологию и перескочить в середину ХХ века, в годы послевоенные.
Места здешние – пруды, хозяйственные дворы, амбары, сады и огороды — идеально подходили для создания сельскохозяйственного училища. Оно и появилось в Букишках – первое сельхозучилище в Советской Литве, школа механизаторов сельского хозяйства. В саду и в огороде учились выращивать рекордные урожаи, в прудах разводили рыбу. Церковные помещения практичные строители светлого завтра приспособили под хозяйственные нужды.
Так в храме появилась динамо-машина, вырабатывавшая электрический ток для нужд училища и посёлка. То ли установили агрегат неумно, то ли КПД его был низок, но от постоянной вибрации стены храма начали разрушаться…
В этом месте мы прервёмся, чтобы возвратиться к истокам пятиглавого храма. Вот что сотрудникам BALTNEWS.lt рассказали документы:
"Полковник Павел Божерьянов активно участвовал в подавлении польско-литовского восстания 1863 — 1864 годов. За заслуги перед Отечеством и Императором военачальнику пожаловали звание генерала и имение Букишки с З00 душами крепостных крестьян".
Кстати, ранее имение принадлежало роду Радзивиллов. Здесь и сегодня можно встретить следы Радзивиловичей, былых могущественных владельцев. Но большего всего наследства досталось дням нынешним от русского генерала.
О нём в народе говорили, что во всем любил он порядок и был строгим помещиком. Павел Божерьянов разбил сад, насадил декоративные деревья и кусты, соединил пруды каналами – вода в прудах была настолько чистой, что водилась форель. Построил барин и двухэтажный особняк, и конюшни, и баню…
А церковь была возведена Божерьяновым в Букишках в 1867-1868 годах – как помещику без храма? Сохранилось предание, что в церкви всегда было полно людей. Возможно, это заслуга помещика, который для поощрения религиозного рвения прихожан по праздникам одаривал всех – каждый получал рубль серебром, миску каши и конфеты.
К слову, почившего генерала похоронили в семейной усыпальнице под храмом. Там же упокоились его жена, позднее — дочь.
Удивительно, но Первую мировую войну церковь пережила благополучно. Вторая Мировая оказалась более жестокой — храм был почти разрушен. Тем не менее, старики свидетельствуют: до 1953 года помещение церкви было в хорошем состоянии. Однако вскоре среди местного населения прошёл слух о спрятанных в подвале храма фамильных драгоценностях.
И начались поиски сокровищ. Виленские и поселковые мародёры варварски разрушили фамильную усыпальницу, разбили пол и стены. Останки членов генеральской семьи кощунственно выбросили вон. Впоследствии православные их тайно захоронили.
Православный храм медленно умирал. К несчастью, какой-то чиновник решил, что здание не представляет собой архитектурной ценности и потому не подлежит государственной опеке. Это был смертный приговор…
Однако не только рукописи не горят. Не горит и вера православная. Государство вернуло храм Виленско-Литовской епархии. С 2002 года здесь велись реставрационные работы. Храм восстановили, и летом 2011 года начались богослужения.
Небольшая светлая уютная церковь с пятью голубыми луковками куполов сегодня стала центром притяжения для православных, проживающих в её окрестностях.