Литовское издательство "Белые лебеди" выпускает книги политика Николая Старикова, врача и писателя Валерия Синельникова, автора Станислава Жукова. После Евромайдана 2014 года на директора "Белых лебедей" Наталью Эркеленц начали оказывать давление.
Осенью 2021 года Наталья приехала в Россию, а в марте получила грозные известия из Литвы: книжные магазины изымают из торговли книги издания "Белые лебеди", мотивируя решение "геополитической ситуацией".
– Недавно узнали, что книжные магазины Литвы изъяли из оборота книги издательства "Белые лебеди". В какой форме представители магазинов сообщили об этом и какие аргументы озвучили?
– Я получила такое письмо от администрации сети книжных магазинов VAGA: "В связи с геополитической ситуацией мы изымаем все книги вашего издательства из книжных магазинов и электронной торговли".
Фактически менеджер VAGA Зита Барусевичене нарушила договор. Когда я указала ей на это, она не постеснялась написать, что сошлется на пункт о плохой продаже книг моего издательства, а это не соответствует действительности.
Договор мы заключили еще в 2012 году, десять лет успешно сотрудничали. Но давление от Департамента стратегической коммуникации литовской армии оказалось сильнее. Если в 2015 году VAGA не "прогнулась", то сейчас, увы…
Да, в 2015 году все книжные магазины и библиотеки Литвы получили письма-рекомендации не иметь с моим издательством никаких дел, так как "Белые лебеди" – "мягкая сила Кремля". Автор письма – Департамент стратегической коммуникации литовской армии. Основанием послужило издание книги Николая Старикова "Сталин. Вспоминаем вместе" на литовском языке.
На провокацию поддалась сеть книжных магазинов Alma Litera (Pegasas). Осенью 2015 года они приостановили наш договор и изъяли все книги "Белых лебедей" из торговли. Причем до этого книги успешно продавались.
Когда случился Евромайдан и возвращение Крыма в родную гавань, начался русофобский шабаш на правительственном уровне. На бытовом уровне никакой русофобии не было, я везде разговаривала на русском.
– В прошлом году вы уехали из Литвы в Россию. Планируете и дальше жить в России или все-таки вернетесь в Литву?
– Конечно, поеду в Литву. У меня там поместье, которое я очень люблю. Там друзья и знакомые. Я там жила много лет, и рада тому, что в основном люди спокойные и адекватные.
Конечно, наши "западные партнеры" делают все, чтобы жизнь в России не казалась медом: мои литовские карты заблокированы, торговцы сразу начали повышать цены, снять финансы невозможно, самолеты не летают, с наземными путями тоже очень сложно. Поезд "Москва – Калининград" проходит через Вильнюс, но из вагонов никого не выпускают, даже граждан Литвы
– С 24 февраля в мире поднялась мощная волна русофобии. Во многих странах начали нападать на магазины, которыми владеют русские, начались погромы школ, в которых учатся русские. Как вы считаете, что это за процессы? Где выход из этой сложной ситуации?
– Есть хорошая поговорка: "Ничто не ново под луной". Когда началась Первая мировая война, в Германии и Российской империи происходило похожее: в Германии громили русские магазины, нападали на русских, а в России то же самое, но в отношении немцев.
Сейчас в России, по крайней мере, отношение к украинцам спокойное. Это говорит о благоразумии и здравом смысле граждан России. Чему я очень рада. Как говорит писатель Николай Стариков: "Выход там же, где и вход". Шовинистический угар пройдет, пыль сражений осядет, вернется к людям способность мыслить здраво. Многие люди живут с надеждой.
– Официальные руководители Литвы стараются подавить все, что связано с русскими и с Россией. Ознакомился с книгами "Белого лебедя". Часть – историческая литература, еще часть – психологическая литература, есть и книги о природе. Властям не нравится, что это книги русскоязычных авторов. Но это дискриминация по этническому признаку, выходит?
– Гонения не только потому что это книги русских авторов. Если бы я издавала книги таких писателей как Акунин, Сванидзе и им подобную антисоветскую литературу, то претензий ко мне бы не было, я уверена.
Как сказал литовский журналист и политик Альгирдас Палецкис: "Дело не в книгах о Сталине, дело именно в этих книгах – они делают людей свободными". В Департаменте стратегической коммуникаций литовской армии сидят неглупые люди. Думаю, что они все эти книги прочитали и упомянули их особо.
– В прибалтийских СМИ часто появляются русофобские публикации. Известные депутаты выражаются нецензурно, когда говорят о русских. Уже заявлено, что могу запретить и памятные мероприятия на День Победы. Но где тогда свобода слова, свобода собраний, те принципы, которые обозначены в Конституциях стран Балтии?
– Насчет Дня Победы: на этот праздник начали жестко давить еще в 2014 году. Даже за портрет Сталина, который, смею заметить, в Литве не запрещен, историка Валерия Иванова задержала полиция. Шествие "Бессмертного полка" запрещали.
Там, где воцарилась либеральная демократия, свободы слова нет и быть не может. И Прибалтика не исключение. Тут еще надо заметить, что Литва находится под плотной опекой Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, и правящей верхушке Литвы достается кое-что с барского стола. Вот они и стараются.
Кроме того, литовское правительство – это выразитель воли правящего класса. Кто имеет основное влияние в странах Прибалтики? Конечно, олигархат. Значит, и правительство поддерживает интересы олигархов.
СССР губили по национальному признаку, постепенно и тихо уже разжигали русофобию. Сейчас та же самая методичка: зачем что-то менять, если это работает? Перестройка вообще ввела хаос, и в конце концов случился развал Советского Союза. А архитекторы тогдашних процессов находятся во власти республик бывшего СССР.