В 1940 году могла создаться ситуация, в которой государственность стран Балтии сохранилась бы, считает руководитель фонда "Историческая память" Александр Дюков.
"Если бы в ответ на первые же заявления СССР с претензиями к этим странам были бы оперативно сформированы просоветские правительства, в том числе с участием коммунистов, и было бы заявлено об интеграции балтийских вооруженных сил с вооруженными силами Советского Союза, а также сделаны заявления о полном выполнении договоров о взаимопомощи; если бы люди, которые были причастны к зондажным контактам с Германией, получили бы пусть даже небольшие сроки – весьма вероятно, что прибалтийские страны сохранили бы свою формальную независимость", – рассказал Дюков порталу Baltnews.
По мнению историка, при таком развитии событий государственность прибалтийских республик бы не прервалась и впоследствии они могли бы стать основателями ООН наравне с другими странами. Также они были бы членами антигитлеровской коалиции и после окончания Второй мировой войны имели бы такой же статус, как страны Организации Варшавского договора, как, например, Польша или Чехия.
"На мой взгляд, подобный сценарий был бы, конечно, наилучшим и для стран Балтии, и для СССР. Это сэкономило бы много жизней – не было бы ни депортаций, ни кровавого гражданского противостояния "лесных братьев" после войны. Но, к сожалению, этого не случилось, и история развивалась по не самому лучшему сценарию, что бывает очень часто", – отметил Дюков.
Он добавил, что все эти рассуждения об "оккупации", "геноциде" и прочих вещах, которые постоянно звучат из уст прибалтийских правителей, – всего-навсего способ утвердить нынешнюю роль стран Балтии как государств, экзистенциально противостоящих РФ.
По словам историка, также это является способом отстранения от участия в демократических процессах представителей нетитульных национальностей, таких как неграждане Латвии и Эстонии.
"Ждать каких-то изменений в исторических нарративах не приходится. Хотя те исторические концепции, которые сейчас воспроизводятся в странах Балтии, сильно устарели и не отвечают современным комплексам опубликованных документов и не выдерживают критики ни с точки зрения историчности, ни международно-правовых оценок", – резюмировал Александр Дюков.