"Евреев убивали всегда". Как правда о Холокосте прячется литовскими властями в чулане

Глава Главного управления имперской безопасности Германии рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер (в центре) с инспекцией в Праге осенью 1941 года
РИА Новости

Литва потратила огромное количество времени на поиски виновных в "советских притеснениях" литовцев, но не наказала ни одного из соучастников Холокоста.

Власти Литвы продвигают заведомо ложные утверждения о Холокосте, несмотря на то, что сохранились исторические документы о происходящем во время Второй мировой войны, пишет дипломат, американец литовского происхождения Грант Гочин в своем блоге на портале The Times of Israel.

История антисемитизма

Гочин отмечает, что после обретения независимости в 1918 году власти Литвы обратились к еврейской общине, чтобы она помогла им в строительстве государства. Членам общины пообещали, что их участие будет вознаграждено, к ним будут относиться "как к равным, без предубеждений".

Тогда еврейское сообщество встало на сторону литовцев и официально объявило о своей поддержке. Гочин подчеркивает, что евреи сражались вместе со своими соотечественниками за независимость республики.

В 1921–1923 годах литовские власти "делали все, чтобы пресечь возвращение литовских евреев с Украины", где на тот момент был голод. В то же время экономический кризис в 1920-х годах спровоцировал антисемитские настроения в обществе.

"В 1930-е годы литовские евреи подвергались все более ужесточавшимся ограничениям и притеснениям, и их вытесняли из бизнеса и правительства. Ассоциация литовских предпринимателей и ксенофобы, как Йонас Норейка (автор антисемитской брошюры "Подними голову, литовец" и будущий пособник нацистов, который сейчас прославляется как национальный герой), призывали литовцев бойкотировать литовский бизнес. При этом политики и дипломаты, увлеченные фашизмом и национал-социализмом, такие как Казис Шкирпа, заискивали и составляли альянсы с нацистской Германией", – отмечает Грант Гочин.

После 1940 годов литовцы начали обвинять евреев в "советской оккупации", в пропаганде активно участвовал Казис Шкирпа и его соратники. По подобию нацистов активисты "отождествляли евреев с коммунизмом и обещали независимую Литву без евреев, объединившуюся с Гитлером для строительства "новой Европы", пишет дипломат.

"Геноцид литовских евреев начался до того, как пришли нацисты. После того как Советы ушли, вооруженные литовцы начали массово грабить и убивать евреев. Литовское временное правительство подписало законы в духе нацистов, и никто пальцем не пошевелил ни в одном официальном ведомстве, чтобы защитить евреев от репрессий. Литовских евреев было убито больше, чем в любой другой стране. Было безопаснее быть евреем в нацистской Германии, чем в Литве", – констатирует американец.

Официальная версия Вильнюса

Сейчас литовские власти заявляют, что простые литовцы и чиновники не знали о том, что происходит с еврейской общиной. Однако, по мнению Гранта Гочина, это не помешало властям просить граждан "не убивать евреев публично", о чем было заявлено на министерской встрече 27 июня 1941 года.

В протоколе того же заседания содержится доклад бывшего тогда министром инфраструктуры и коммунального хозяйства Витаутаса Ландсбергиса-Жямкальниса о расправе над евреями в Каунасе. Отметим, что Ландсбергис-Жямкальнис приходится отцом Витаутасу Ландсбергису.

После распада СССР руководство Литвы "потратило немало времени" на расследование "советских притеснений", но Вильнюс не наказал ни одного из соучастников Холокоста. Более того, власти продолжают уверять, что никто из национальных героев не убивал евреев. Тем же, кто осмелиться об этом сказать, горе, пишет Гочин, вспоминая историю писательницы Руты Ванагайте.

"Современное орудие обмана по вопросам Холокоста в Литве – Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы. Ученые центра, кажется, неспособны определить, кто убивал евреев, но могут точно определить, кто был несправедлив с этническими литовцами", – указывает Гочин.

Ссылки по теме