Литовскую журналистку Лиепу Жялнене, работающую на новостном портале 15min, возмутило то, что глава российской дипмиссии рассказывал присутствующим об "общей истории", углубленном сотрудничестве Зарасай с российскими партнерами, русских следах в истории города и известных уроженцах. Последние, кстати, в свое время сыграли большую роль в истории и судьбе Российского государства, а позже и Советского Союза.
Трудности перевода
Все началось с банального короткого обращения дипмиссии, обнародованного на сайте и официальной страничке посольства в Facebook, где сообщается следующее: "16 августа с.г. Посол России в Литве А.И.Удальцов по приглашению мэра Зарасайского района Н.Гусеваса принял участие в мероприятиях по случаю Дня города Зарасай. Выступая на торжественном собрании Совета Зарасайского района, он поздравил руководство и всех жителей Зарасая с 513-летием их города".
Казалось бы, обычное сообщение о более чем тривиальном мероприятии, которое в целом не должно было спровоцировать никакого ажиотажа, а уж тем более скандала. Однако пресса мастерски сделала из этого целую историю, не преминув обвинить посла России в уничижительном отношении к Литве, литовской истории, а самого градоначальника Гусеваса в потворстве российской "пропаганде" и ее распространению на официальном уровне.
Вопрос, что же так оскорбило журналистку, концентрирующуюся на новостях, связанных с деятельностью правительства и Сейма, довольно сложный. В своей публикации, где она почему-то решила озаботиться жизнью литовских регионов, она сама не может дать вразумительный ответ. Подобный ответ не могут дать и ее собеседники, но содержание статьи сводится к тому, что Лиепу Жялнене оскорбил сам факт присутствия на мероприятии российского посла. По ее мнению, дипломаты из России в принципе должны быть нерукопожатными на всех уровнях, а здесь провинциальный мэр позволил себе такую вольность.
Отметим, что на мероприятиях по случаю Дня города присутствовали и выступали, разумеется, ни один лишь российский посол, но и представители дипмиссий из США, Белоруссии, Японии, но к ним она никаких претензий не имеет.
Взволновали же журналистку следующие отрывки из короткого обращения посольства: "Зарасай имеет интересную и богатую совместную с Россией историю. Император Николай I был очарован городом и его окрестностями и присвоил ему в 1836 году имя Новоалександровск в честь своего сына – будущего государя Александра II. Здесь родился белый генерал Петр Врангель. Родом из Зарасая и известная партизанка, Герой Советского Союза Мария Мельникайте.
Изучая историю своих родных мест, народов и стран, не следует фиксировать лишь негативные моменты из нее – она была разнообразной и создала в итоге основы для мирного сосуществования наших государств. Знать же историю важно для того, чтобы сохранять и приумножать ее позитивные моменты в будущем и не повторять ошибок прошлого.
Посол подчеркнул важность развития перспективного регионального сотрудничества, экономических и культурных связей между областями, районами и городами России и Литвы".
В этих строчках журналистка узрела тлетворную "пропаганду", имеющую прямое отношение к вопросам национальной безопасности республики. Также она уделила особое внимание тому факту, что Александр Удальцов выступил с речью на трибуне горсовета первым из дипломатов, одним из первых среди всех гостей – сразу после депутата Сейма Альгимантаса Думбравы.
Скандал на всю округу
Спровоцировать скандал или хотя бы новость республиканского значения из подобного мероприятия, которое интересно лишь для местной аудитории, – сложно, но для Лиепы Жялнене это не было преградой.
После косвенных размышлений о "пропаганде", лившейся из уст Удальцова, она перешла к обсуждению личности "прорусского мэра" Николаюса Гусеваса ("подозрительные" имя и фамилия как бы намекают), выявив его опасную "пророссийскость", которой, по ее мнению, мог бы озаботиться и Департамент государственной безопасности (ДГБ).
Сам мэр на тенденциозные вопросы журналистки отвечал вполне ясно, но все же оправдываясь: "Я, как мэр, звал не только российского посла, представителя посольства, но и послов США, Японии, Израиля. А кто участвовал? Это праздничное заседание, так они и поучаствовали.
Что касается содержания, то я не могу комментировать, поскольку посол просто-напросто поздравил город с Днем рождения и все. (…). Это как право пригласить на День рождения. А что гости будут говорить за столом, то это уже их личное дело".
Далее журналистка попыталась выяснить, не узрел ли мэр в словах посла "пропагандистский посыл", но Гусевас ответил, что ничего подобного не было.
Тем не менее Жялнене на этом не остановилась, обратившись с запросом к ДГБ, чтобы те прояснили момент относительно неких предупреждений к градоначальнику относительно его излишней прорусскости.
В частности, ее беспокоило то, что на территории района организуются мероприятия, приуроченные к 9 мая, а самоуправление следит и ухаживает за могилами борцов Красной армии, погибших в годы войны.
Несмотря на это, представители ДГБ тоже не вняли ее озабоченности, дав довольно сухой ответ, который никак не коснулся "вражеской пропаганды". Сотрудники ведомства ответили лишь то, что в свое время обращали внимание мэра на вопрос о реставрации воинских захоронений, так как эту и другие схожие процедуры регламентирует Департамент по культурному наследию.
Руководство Зарасай просили более ответственно подходить к выбору людей, способных выполнять работы подобного характера. На этом все.
Тем не менее в итоге журналистка все же нашла спикера, который внял ее непрямым намекам, мольбам, мыслям и желанию протолкнуть утверждение о том, что мэр Зарасай – потенциальный "агент Кремля", якобы распространяющий российскую пропаганду. Таким спикером стал представитель оппозиции в горсовете из партии "Движение либералов" Кястутис Станкявичюс.
Он с радостью поведал о том, что пророссийскость мэра – большая проблема, что Гусевас не скрывает своего доброжелательного отношения к России, потворствует празднованиям по случаю 9 мая, которое выражается в том, что самоуправление помогает местной ветеранской организации стульями, помещением, электричеством и звуковой аппаратурой.
Речь посла же он описывает следующим образом: "Пропаганда проталкивается через культуру и искусство, а сейчас переходит на другой уровень, что уже и политики – такие, как Удальцов приезжают и выражаются".
Как мы видим, во многом моду на антироссийскую риторику задает "независимая" и "свободная" пресса, провоцирующая скандалы на пустом месте, а вовсе не официальная власть. Более того, в искусственный скандал, который создала сама Жялнене, журналистка пытается вовлечь еще и сотрудников спецслужб, равно как и государственной машины в целом, подрывая и мешая работе институтов власти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.