Администрация Джо Байдена каждый месяц преподносит новые сюрпризы, причем по отношению к Китаю и даже Европе определенная линия поведения хотя бы просматривается, а вот взаимодействие и противостояние с Российской Федерацией становятся все более хаотичными.
В Комитете по ассигнованиям палаты представителей конгресса США одобрили поправку, цель которой – не позволить президенту страны Джо Байдену остановить санкции против "Северного потока–2".
Автором такой инициативы стала конгрессмен Марси Каптур, которая является представителем партии демократов. Теперь поправку должны утвердить обе палаты конгресса.
За десять дней до этого помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан рассказал о планах Вашингтона ввести новые санкции из-за "Северного потока–2". Более того, Салливан подчеркнул, что Байден готов вводить рестрикции против компаний, связанных с газопроводом, каждые 90 дней.
Складывается весьма странная ситуация. В мае этого года, о чем написали даже в BBC, администрация президента США Джо Байдена приняла решение не вводить санкции в отношении Nord Stream 2 AG – компании-оператора газопровода "Северный поток–2".
При этом уже в конце июня и начале июля в Белом доме заявили, что готовы вводить ограничительные меры вновь, а конгрессмен от Демократической партии (к которой принадлежит действующий президент) подготовила соответствующий законопроект. Неужели среди демократов нет единого мнения и часть из них готова саботировать решения Байдена?
Мнение у Вашингтона меняется каждый месяц. К слову, это происходит не только по отношению к "Северному потоку–2". В этом году Байден назвал главу России Владимира Путина убийцей, а уже через месяц сам же предложил ему личную встречу, которая недавно прошла в Женеве, и спокойно пожал ему руку под вспышки фотоаппаратов ведущих СМИ мира.
Глава Белого дома пообещал Европе "перезагрузку отношений" после сложного периода, когда в США президентом был Дональд Трамп. Однако пошлины и противостояние европейских и американских компаний никуда не исчезли. Даже торговые войны с Китаем, которые Байден обещал прекратить, не остановились.
Значит ли это, что руководство США будет теперь регулярно менять свое мнение по отношению к европейским партнерам, включая даже таких мелких игроков, как балтийские страны?
Сегодня мы друзья, а завтра…
Внутриполитические игры в Соединенных Штатах еще во время президентской гонки Дональда Трампа и Хиллари Клинтон переросли в серьезное противостояние политических элит, что со временем перенеслось даже на простых обывателей страны.
Из-за этого большая часть сил, времени и ресурсов у конгрессменов, губернаторов и работников администрации президента уходит на противостояние друг с другом. Из-за этого даже внешняя политика США становится для отдельных представителей Демократической или Республиканской партии лишь инструментом для достижения своих локальных интересов.
Иран десятилетиями считался непримиримым врагом США? Увы, но в нынешней администрации Белого дома считают, что с Тегераном сегодня надо вновь заключать ядерную сделку и договариваться, иначе на Ближнем Востоке начнутся процессы, на которые Вашингтон вообще никак повлиять не сможет.
На седьмой год. Что ожидает ядерную сделку с Ираном >>>
Годами Вашингтон пытался помешать постройке "Северного потока–2", но теперь, как признали в Госдепе США и администрации президента, нет смысла портить отношения с Германией. Санкции отменили.
В конгрессе появилась группа, которая считает, что российское влияние в Европе сильно вырастет из-за запуска нового газопровода? Что ж, Белому дому придется вновь менять свое мнение.
Как рассказал в беседе с Baltnews независимый политолог Александр Асафов, в США уже есть отработанная модель взаимодействия различных политических групп по блокированию инициатив президента Соединенных Штатов.
"Определенное объединение конгрессменов, которому не нравится политика президента, предлагает различные резолюции, поправки, замечания и так далее. Мы видели это в случае с Трампом и его желанием построить стену на границе с Мексикой, а также на примере других проектов, когда его действия всячески блокировались", – сказал политолог.
"Однако мы знаем, что американцы не собираются прекращать давление на "Северный поток–2", даже если публично они декларируют иное. Санкции в любом случае будут продолжаться. Блокирование российского газа на энергетическом рынке Европы – это один из приоритетов внешней политики Соединенных Штатов, который после ухода Трампа никуда не исчез. Кому-то в США он, может, и кажется незначительным, но всегда найдутся политические группы, которые считают иначе", – утверждает Асафов.
Учитывая публичную позицию Байдена, считает Александр Асафов, американскому президенту нужна уловка. Ее суть весьма простая. Глава Белого дома говорит, что он принял определенное решение (приостановить санкции против "СП–2"), но в США ведь демократическая система: она состоит из согласованного общего мнения, в том числе и Сената, и Конгресса.
А если они решили иначе, то президент США вынужден отменить свое решение о приостановке санкций и ввести новые.
"В целом, конечно, это еще и может быть связано с противодействием некоторых других инициатив президента. Такое случается с каждым главой США. Блокировали начинания и у Обамы, и Трампа. Байден – не исключение, тем более, ему ведь надо показать, что у них полная демократия", – резюмирует эксперт.
Вашингтон на самом деле заботит не Россия
Сегодня специфика внешней политики США, как объяснил Baltnews политолог и политтехнолог Евгений Минченко, состоит в возобновлении принципов глобализма, в котором, разумеется, первую скрипку должны играть именно Соединенные Штаты. При этом роль РФ для истеблишмента США вообще вторична. Москву используют лишь как инструмент для разрешения внутри американских споров между политическими элитами.
"Надо сделать посыл в адрес России в стиле "Москва злая, мы с ней боремся", вот и вводят заново санкции. Когда необходимость в этом отпадает, все страсти затихают. К слову, даже те рестрикции, которые сейчас вновь готовят для "Северного потока–2", – это больше игра на публику. Проект все равно заканчивают, независимо от того, что сейчас говорят в Белом доме", – говорит эксперт.
"Администрацию Байдена сейчас больше заботят вопросы перезапуска глобализации. Речь идет о заключении торговых сделок вроде Транстихоокеанского партнерства, которое почти десять лет назад хотел создать Барак Обама, но отменил Дональд Трамп", – уверен Евгений Минченко.
Политические элиты в Западной Европе, говорит политолог, такому процессу искренне рады, поэтому могут даже отчасти пойти на некоторые уступки для руководства США при заключении новых торговых договоров.
"При этом правительство Соединенных Штатов продолжает фокусироваться на противостоянии с Китаем. Дональд Трамп ушел, но Джо Байден, судя по его действиям, отказываться от политики предшественника по отношению к "Поднебесной" не намерен", – заключил Евгений Минченко.
Стоит добавить, что марте этого года высокопоставленные представители США и Китая в ходе встречи в Анкоридже (Аляска), которая якобы должна была положить конец торговым войнам, обменялись резкими упреками в адрес политики друг друга. Причем это произошло сразу же в начале встречи дипломатов.
Разумеется, никаких серьезных договоренностей, призванных остановить противостояние, заключено не было.
Более того, в мае 2021 года Сенат США единогласно принял "Акт об ответственности иностранных компаний" S.945, который требует от зарубежных организаций, торгующихся на биржах США, соответствовать и отчитываться, согласно американскому законодательству.
Это заставило китайские компании предоставлять американским регуляторам полный отчет своей деятельности. Разумеется, такие условия работы снизили конкурентоспособность компаний из КНР (когда все ваши действия известны другим игрокам, вы уязвимы перед конкурентами на рынке), а акции даже такого гиганта, как Alibaba Holding Group Ltd., сразу же потеряли в цене.
Прибалтике, как и всей Европе, придется привыкать
Для стран Евросоюза, включая даже малые страны вроде балтийских государств, такая политика США означает, что о самостоятельности придется вновь забыть. Да, Трамп ставил жесткие условия своим партнерам, но его внешнеполитический курс "America the First!" был направлен на укрепление Соединенных Штатов, а точнее, их экономического потенциала.
Европа в таких условиях вынуждена была защищаться, что отчасти давало ей зачатки суверенитета – повода для принятия самостоятельных решений.
Идея глобализма, которую теперь "проталкивает" команда Байдена, строится на принципе глобального доминирования США, по крайней мере, в западном мире. Это значит, что любые решения Брюссель попросту обязан согласовывать с Вашингтоном. Госдеп США уже начал все более активно указывать наднациональным структурам Евросоюза, что и как он должен делать.
К примеру, Соединенные Штаты выразили неудовлетворенность тем, что переговорный процесс по евроинтеграции между Северной Македонией и Албанией с одной стороны и Европейским союзом с другой так и не был запущен.
"Мы разочарованы тем, что вопрос об открытии первых межправительственных конференций по Северной Македонии и Албании не был решен", – заявил заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Палмер.
При этом существенных уступок по тем же пошлинам или хотя бы спору между авиастроителями (европейского Airbus и американского Boeing) со стороны Вашингтона нет. Выходит, руководство США все чаще указывает ЕС, что надо делать на территории Евросоюза, но при этом ничего взамен не дает.
Американский бизнес и власти не сделают скидок на сжиженный газ для польского или литовского СПГ-терминала. Но при этом Прибалтике продолжат напоминать о том, что именно в американских углеводородах есть "молекулы свободы".
Белый дом не поделится с немецким автопромом разработками новых батарей для электрокаров от General Motors, хотя США и Евросоюз вроде как солидарны в вопросе снижения выбросов СО2. Вашингтон не станет интересоваться мнением населения во Франции, Эстонии или Венгрии о том, как они относятся к потенциальному размещению в Евросоюзе ракет НАТО или увеличению численности солдат и бронетехники.
Перезапуск идей глобализма, пусть и с оговорками, пусть и лишь для тех, кто лоялен к США, – это принятие правил Вашингтона, какими бы они трудными они ни оказались для исполнителя.
А ввод или отмена санкций против "Северного потока–2" – это просто игра на публику и политические реверансы, ставшие для политических элит в Америке рядовыми буднями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.