Что немцу хорошо, то прибалту – смерть. Литва не выживет без газопровода "Ямал – Европа"

Объекты газопровода "Ямал – Европа" в Польше
© Sputnik / Алексей Витвицкий

Александр Гаджиев

В ЕС выступили с инициативой распространить санкции против Белоруссии на газопровод "Ямал – Европа". Литву такой сценарий не может не пугать – эти санкции ударят по транзиту газа в Калининград.

Еще в конце мая этого года верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель призвал государства Евросоюза не медлить с решением вопроса экономических санкций против Белоруссии.

В качестве одного из возможных вариантов их реализации он назвал запрет на поставки российского газа по трубопроводу "Ямал – Европа", часть которого проходит через Белоруссию.

Литву, конечно, серьезно испугала такая перспектива, ведь тогда под раздачу попадет и другая труба – "Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград". По этому направлению "Газпром" снабжает не только самый западный регион России, но и прибалтийскую республику.

Как результат – один из самых ярых сторонников антироссийских санкций вдруг испугался остаться без российского газа.

Министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис по этому поводу заявил: "Если говорить о Литве, потому что "Ямал" идет через Польшу и есть украинские газопроводы, то, прежде всего, у нас есть Калининград, куда транзитом идет газ, и здесь мы вряд ли можем что-то сделать, так как Калининград очень зависит от нас".

Литва определенно проводит политику двойных стандартов, когда всячески высказывается за введение санкций против России, но, как только это вредит ее личным интересам, идет на попятную.

Как и стоило ожидать, инициатором идеи ввести эти санкции выступил тот, кто наименее заинтересован в транзите через газопровод "Ямал" – Германия. Она будет получать газ через "Северный поток–2", строительство его ветки по маршруту "Б" 10 июня было технически завершено.

Хороший ход для Германии, плохой – для Литвы

Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас подтвердил, что идея наложить санкции на транзит газа через Белоруссию обсуждается европейцами.

"Для Германии блокировка поставок газа по белорусскому маршруту могла бы стать хорошим шахматным ходом: она оправдывает запуск в эксплуатацию "Северного потока–2" и при этом обуславливает дальнейшие поставки газа через территорию Украины", – отметил Хайко Маас.

С тем, что это "хороший шахматный ход" для Германии, спорить сложно. Однако в Литве и других прибалтийских странах эти санкции могут нанести серьезный удар по энергетической сфере.

Этим путем Германия разменивает Белоруссию на Украину. Все соглашаются, что поставки газа по "Северному потоку–2" необходимы, но нужна и Украина как страна-транзитер, потому что северный трек "накрылся". Германия, в конечном счете, и получает бесперебойную поддержку энергии и поддерживает дальше Киев, в геополитическую переориентацию которого на Запад она десятилетиями инвестировала.

Другими словами, идея ввести санкции против трубопровода действительно крайне выгодна для Берлина. Вопрос в том, смогут ли те страны, которым это невыгодно, переубедить Западную Европу.

Страны Балтии здесь не одиноки. Польша, например, тоже опасается за свое энергетическое будущее. Буквально со следующего года она планировала организовать "виртуальный реверс" российского газа, идущего по ее территории, и хорошо на том заработать.

Однако теперь амбициозная задумка может стать "виртуальной" – из-за того, что объемы газа через территорию Белоруссии и Польши газа по трубопроводу "Ямал – Европа" с октября по декабрь 2021 года будут снижены до 1 млрд кубометров.

И вот – русофобы рискуют остаться без российского газа в результате санкций, за введение которых они так яро выступают. Чтобы избежать подобного сценария, им следует создать коалицию и постараться убедить страны Западной Европы, в частности, Германию, отказаться от этой инициативы. Так или иначе последнее слово – за Берлином.

Вопрос цены

Безусловно, введение санкций против трубопровода не оставит Литву и Калининград совсем без газа, поскольку там имеются энергозамещающие мощности, и их газоснабжение может осуществляться без поставок из России при помощи плавучих СПГ-терминалов. Проблема здесь лишь в том, что это жутко дорого.

Дайнюс Крейвис пытается всячески доказать, что Калининград якобы более уязвим, чем Литва. Однако на практике в Калининградской области есть станция по обеспечению региона сжиженным газом. Единственная разница в их положении – это то, что Калининград – город с населением в 500 тыс. человек, а Литва – целая страна с 2,8 млн жителей.

Так что здесь вопрос состоит в том, сколько готова Литва отдавать за газ. СПГ стоит значительно дороже трубопроводного, и литовское Минэнерго со своим СПГ-терминалом Independence знает это, как никто другой.

Конечно, в теории Литва может и вовсе отказаться от российского трубопровода, обеспечивая себя газом за счет своих СПГ-терминалов, но навряд ли ее экономика потянет их работу на полную мощность. Особенно сложно это представить на фоне серьезного экономического кризиса в стране, вызванного пандемией COVID-19.

Относительно недавно Европейская парламентская исследовательская служба обнародовала свой ежегодный доклад о минимальной заработной плате в ЕС. Выраженная в паритете покупательной способности минимальная заработная плата колеблется от 547 в Латвии до 1634 в Люксембурге. Литва там располагается на десятом месте (837 евро).

Кроме того, эксперты полагают, что дефицит и государственный долг Литвы в 2021 году серьезно возрастут. Если Евросоюз введет санкции против газопровода "Ямал – Европа", Вильнюсу все-таки придется претворять в жизнь свои пропагандистские мечты: отказываться от "проклятой кремлевской трубы" и переходить на полное СПГ-потребление, которое Литве попросту не по карману.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме