Лучше всего – поссориться: Польша не устает мешать "Северному потоку–2"

Строительство газопровода "Северный поток-2" в Германии
© Sputnik / Дмитрий Лельчук

Матеуш Пискорский

Возросшая возле строительства "Северного потока–2" активность польских военных кораблей и ВС может усложнить и так практически замороженные отношения Варшавы с Москвой. 

По мнению компании Nord Stream 2 AG, в течение последних недель усилились провокационные действия польской стороны, которые заключаются в необычной активности военного-морского флота Польши и патрульной авиации при участии гражданских, рыболовных судов.

Польская сторона любые обвинения отрицает, утверждая, что ВМФ проводит рутинные действия, никак не препятствуя строительству газопровода. Объективное расследование происходящего практически невозможно, так как для этого понадобилось бы провести совместную работу польской и российской стороны, что в нынешних условиях сделать нереально.

При этом Варшава не скрывала, что ее стратегической задачей является препятствование строительству "Северного потока–2".

Варшава действует любыми доступными способами: юридическими, политическими, информационными, лоббистскими. При этом все ее действия связаны с политическим решением: удовлетворить американских "партнеров", а самому стать "хабом", распределяющим и перепродающим американский сжиженный газ в Европе.

Реагенты в действии: "грязная" свобода американского СПГ >>>

Учитывая так сформулированную задачу, польские провокации на Балтийском море становятся вполне вероятными.

Естественно, такого рода действия не смогут выйти за определенные рамки; нанесение реальных повреждений газопроводу или строящим его суднам могло бы привести к слишком серьезному кризису в отношениях Варшавы не только с Москвой, но и с другими европейскими странами, участвующими в проекте, в частности, с Берлином. На такое польская сторона не решится.

И поэтому мартовские события в Балтийском море – попытка создать информационный повод для кампании против последнего этапа строительства "Северного потока–2".

Об этом и свидетельствует волна недавних публикаций. Так, на американском портале DefenseNews свою статью с ярким заголовком "Путинский газопровод агрессии" опубликовал известный своей антироссийской позицией пресс-секретарь польских спецслужб Станислав Жарын.

"Северный поток–2" является, на его взгляд, не только политическим проектом, но еще и инструментом российских разведывательных служб. Как и зачем можно использовать газовую трубу в интересах разведки, польский чиновник не объясняет. Зато, добавляет он, строительство газопровода может еще послужить в качестве аргумента для усиления активности ВМФ России на Балтийском море.

Иными словами, активность польских военных судов вблизи "СП–2" должна спровоцировать дополнительное присутствие российского Балтийского флота, и тогда Варшава сможет заговорить о том, что газопровод ухудшает безопасность всего Балтийского региона.

Статья Жарына не вызвала особенного резонанса. Абсурдность его аргументов стала скорее поводом для насмешек американских читателей DefenseNews, которые в комментариях призвали редакцию больше не публиковать такого рода тексты.

Но при этом послужила источником многочисленных публикаций в польских СМИ, причем некоторые из них восприняли серьезно содержание публикации чиновника, даже не предпринимая попыток логично осмыслить и проанализировать технические стороны вопроса.

Плавали, знаем

В далеких 1990-х польское правительство отказалось от строительства газопровода "Ямал–2", аргументируя это тем, что российские спецслужбы будут заниматься разведкой, используя волоконно-оптическую телекоммуникационную сеть.

Именно такая угроза упоминалась чаще всего польским руководством, которое не хотело признавать, что предпочитает защищать транзитные интересы Украины, чем заботиться о собственных доходах.

Что касается проекта "Северный поток", некоторые польские эксперты изначально призывали правительство Польши присоединиться к строительству. Такую инициативу поддержал советник польского премьера Рышард Шнэпф, который после массированной критики СМИ и политического истеблишмента был вынужден подать в отставку в мае 2006 года.

Еще в 2012 году в "Обозревателе внутренней безопасности", официальной публикации польских спецслужб, офицер Агентства внутренней безопасности Гжегож Росицкий обращал внимание на то, что "в Польше публичная дискуссия по поводу нашего участия в системе Северного потока вообще не состоялась. Это результат определенной внутренней политической обстановки в Польше, агрессивной риторики противников любого энергетического сотрудничества с Россией, а также тогдашних приоритетов польской внешней политики и энергетической безопасности".

Представители польского истеблишмента осознанно, реализуя интересы американских корпораций, пытаются всеми возможными способами противостоять строительству "Северного потока–2".

Понимая, что это уже в принципе невыполнимая задача, в Польше пытаются отчаянно организовать последние информационные кампании против завершения строительства. Частью этой хаотичной политики являются и будут являться провокации в Балтийском море.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме