СПГ–капитуляция. Как пала знаменитая "энергонезависимость" Литвы

Плавучая регазификационная установка в составе Клайпедского терминала

Польская государственная компания PGNiG станет оператором перегрузочной станции для сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде. Этот проект является жестом отчаяния литовских властей, считает политолог Алексей Ильяшевич.

Литва перепродаст свою "энергетическую независимость" Польше, сделав польскую нефтегазовую компанию PGNiG оператором перегрузочной станции для СПГ в Клайпеде, пишет политолог Алексей Ильяшевич для RuBaltic.ru.

"Этот мелкий коммерческий контракт можно рассматривать как закономерный результат польских притязаний на роль газового хаба в Балтийском регионе и стремления Литвы перепродать свою "энергетическую независимость", – считает Ильяшевич.

По словам эксперта, благодаря данному контракту с Вильнюсом, Варшава получит контроль над газовыми хранилищами в прибрежной зоне, а также возможность решать, кто именно будет заполнять их топливом.

Он напомнил о том, что малотоннажная газораспределительная станция, состоящая из пяти резервуаров, появилась в семи километрах от терминала Independence в Клайпеде два года назад. С данного объекта сжиженный природный газ перегружают на автоцистерны, после чего доставляют потребителям. Помимо этого, топливо используется для бункеровки судов, работающих на СПГ.

Руководство Klaipedos Nafta планировало, что станция должна быть полезна тем потребителям, у которых нет доступа к магистральным газопроводам. Однако с 2014 года СПГ-терминал терпит убытки, несмотря на попытки вывести его на самоокупаемость, отмечает Ильяшевич.

"Когда стало ясно, что Independence не оправдывает возлагаемых на него надежд, в Klaipedos Nafta решили поэкспериментировать с поставками СПГ без регазификации. Его можно использовать в качестве моторного топлива для автотранспорта, морских и речных судов, электрической генерации в отдельных районах", – рассказывает политолог.

Открытие станции из пяти хранилищ общим объемом в пять тысяч кубометров было приурочено к третьей годовщине прибытия в Клайпеду СПГ-терминала, и было преподнесено как очередной "успешный" энергетический проект Литвы.

На данный объект руководство Klaipedos Nafta возлагало большие надежды, однако, констатирует Ильяшевич, на деле что-то пошло не так.

Суровая реальность

В Klaipedos Nafta заявили о том, что соглашение с польской PGNiG позволит "сосредоточиться на деятельности оператора инфраструктуры, обеспечить стабильный поток доходов и покрыть капитальные и операционные расходы", в то время как "стратегический партнер будет отвечать за продажи СПГ и развитие рынка".

По словам Ильяшевича, Литва теперь рассчитывает на то, что польская компания сможет наладить работу перегрузочной станции в Клайпеде.

"Примечательно, что контракт вступит в силу через четыре месяца. Именно к этому времени, по задумке литовских властей, станция должна была превратиться в курицу, несущую золотые яйца", – пишет эксперт.

Бывший глава Klaipedos Nafta Миндаугас Юсюс заявил о том, что, согласно бизнес-плану, станция станет прибыльным объектом уже в 2020 году. Главным фактором здесь, по его словам, является возрастающая потребность в использовании СПГ как транспортного топлива.

"Счастье рядом – на носу тот самый переломный 2020 год. Но вместо того, чтобы самостоятельно снимать сливки с проекта, покорять рынок малотоннажного СПГ и строить дополнительные резервуары, литовский оператор обращается за помощью к более продвинутым полякам. Казалось бы, зачем делиться прибылью? Или с прибылью дела опять не заладились?" – пишет Ильяшевич.

По словам политолога, Литва видит в польской нефтегазовой компании настоящего гиганта рынка, у которого на рынке СПГ есть большие связи и большие возможности. Все это, по задумке Klaipedos Nafta, должно помочь Варшаве получить от газораспределительной станции в Клайпеде максимум прибыли.

Польша, считает эксперт, тоже заинтересована в участии в данном проекте, поскольку рынок СПГ в странах Прибалтики последние годы развивается за счет растущего потребления дешевого и экологически чистого газомоторного топлива. Кроме того, это позволит PGNiG укрепить свои позиции в Центральной и Восточной Европе.

То есть литовская "энергетическая независимость" – это усиление государственной нефтегазовой компании из соседней Польши.

"Литва смогла освободиться от гнета "советской оккупации" и "монополии Газпрома", но сделать следующий логичный шаг – стать самостоятельным игроком – оказалась не в силах. Или просто не захотела. В конце концов, всегда проще "лечь под кого-то". В энергетики идеальным "сюзерном" для Литвы может стать Польша, подчиненная тому же "вашингтонскому обкому", – констатирует Ильяшевич.

Глава PGNiG Петр Вожняк заявлял о том, что компания должна самостоятельно определять, кто будет поставлять СПГ на станцию в Клайпеде, поскольку именно это обеспечит безопасность поставок. По словам политолога, такая позиция показывает, что аппетиты Варшавы могут не ограничиться одной перегрузочной станцией.

"Казалось бы, все логично: поляки получают полный контроль над арендуемой инфраструктурой. Вопрос только в том, как именно реализовывается право PGNiG на выбор поставщика СПГ. Доставлять сжиженный газ в хранилища, скорее всего, будут небольшими танкерами-газовозами с того же терминала в Клайпеде", – подчеркнул Ильяшевич.

"Так не начнут ли Возняк и его подопечные пояснять своим литовским коллегам, с какими трейдерами Independence может работать, а с какими – нет? И если начнут, то что же в итоге останется от "энергетической независимости" Литвы?" – заключил политолог.

Отметим, что польская компания начнет эксплуатацию газораспределительной станции с апреля следующего года. Соглашение о стратегическом партнерстве между Klaipedos Nafta и PGNiG подписано сроком на пять лет.

Ссылки по теме