Советник литовского президента Гитанаса Науседы Ярослав Неверович заявил, что терминал СПГ в Клайпеде в долгосрочной перспективе не должен использоваться для импорта газа из России.
"Мотивы Ярослава Неверовича и литовских правых можно понять. Будь СПГ-терминал Independence исключительно бизнес-проектом, никаких вопросов с поставками на него российского газа не было бы. Однако это проект не экономический и даже не политический, а информационно-пропагандистский", – пишет политолог Александр Носович для RuBaltic.
Главная заявленная цель СПГ-терминала – "обретение энергетической независимости" от России, его открытие гражданам республики преподносилось как новая веха истории Литвы, а историю успеха Independence передавали миру как образец.
"Поэтому в рамках литовской системы координат покупать спустя пять лет для своего терминала российский сжиженный газ – это почти национальное унижение. Приходится краснеть от стыда, прятать глаза и терпеть насмешки всяких "прокремлевских порталов", которые показывают пальцем и дразнятся. Советник главы государства готов пустить под нож литовскую промышленность и обложить литовцев неподъемными платежками, лишь бы уже закончилось это мучение", – отмечает Носович.
Как пришел российский газ
По словам Носовича, Литва перешла на поставки российского СПГ, поскольку ко времени первых поставок из Высоцка клиенты СПГ-терминала были на грани банкротства.
Тогда правительство республики принудило их закупать продукцию терминала вместо российского трубопроводного газа, из-за чего компании терпели убытки.
Например, крупнейшему клиенту Independence – заводу азотных удобрений Achema – пришлось отправить в неоплачиваемые отпуска половину рабочих, закрыть производственные цеха и когенерационную электростанцию, предупредить правительство о грядущем банкротстве.
"Вильнюс столкнулся с альтернативой: либо разорение одного из крупнейших литовских работодателей и налогоплательщиков, либо закупки относительно дешевого российского СПГ. Был выбран второй вариант, но теперь видно, что в литовском руководстве серьезно задумываются о первом. Однако последствия от антироссийского демарша с прямым запретом на покупку российского СПГ по нескрываемо политическим мотивам для экономики Литвы могут быть куда неприятнее тех, что сейчас просчитываются", – подчеркивает Носович.
Он считает, что Литва может остаться без российского газа, поскольку "Газпром" в знак солидарности с российскими коллегами, которые сначала получили предложение о сотрудничестве, а потом столкнулись с "невменяемой тупой русофобией", может перекрыть республике трубу.