В Литве корзина продуктов первой необходимости за минувший месяц подпрыгнула в цене на 6,4%, а в сравнении с серединой апреля 2021 года – на 16,2%. За минувший год сильнее всего подорожали масло подсолнечное (на 118%), молоко и изделия из него (40%), яйца куриные (38%), свинина (31%), мясо птицы (26,3%).
Сотрудники компании Pricer.lt, специализирующейся на мониторинге рынка питания, утверждают: покупатели с февраля 2022 года начали заметно экономить. Информацию подтверждает департамент статистики при Минфине: розничная торговля продуктами, алкоголем, табаком и табачными изделиями сократилась на 4,9% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.
"Потребители не только стали покупать меньше, но экономят на здоровье и желудках за счет дешевой еды. В частности, недорогих макарон, литовского картофеля урожая минувшего года, ржаного хлеба", – сказано в пресс-релизе компании Pricer.lt.
Прогноз экспертов неутешителен: продуктовая инфляция может достичь 20% в месяц.
Очень скромная Пасха
Традиционные блюда католической Пасхи (она в текущем году выпадает на 17-18 апреля) – вареные яйца и блюда из них, например, омлеты. К большому семейному обеду подают супы, мясо (баранину или свинину), говяжьи языки, картофель, тушеные весенние овощи, салаты из зелени. Разнообразная выпечка – непременный атрибут праздника.
Если прежде пасхальный стол требовал от хозяек большого количества времени у плиты и денег, то ныне потребует не меньшего количества времени и больших денег, чтобы все выглядело достойно. При этом придется не раз заглянуть в старые бабушкины рецепты в поисках альтернатив отсутствующим под рукой ингредиентам.
По данным Eurostat, 20,7% (примерно 745 200) жителей Литвы не могут позволить себе мясо, рыбу или полноценно заменить их соответствующими вегетарианскими продуктами. По стандартам Европы, это третья позиция снизу. После Литвы расположились Сербия и Болгария.
"Длительный недостаток мяса и рыбы ведет к серьезным проблемам со здоровьем", – отмечают чиновники европейского комиссариата по здравоохранению. Впрочем, и без них понятно, что никакие чудодейственные витамины, в том числе D и Omega-3, натуральных продуктов не заменят.
Массовая нищета – основное отличие страны от преуспевающих государств ЕС. Как отмечает директор Национальной сети по борьбе с бедностью Айсте Адомавичене, "проблема существовала всегда. Количество колебалось у отметки в 20% населения. К сожалению, в нищете живут даже 8% работающих".
По официальной статистике, 65% населения балансирует у черты бедности. 50% – по другим данным более 60% – не могут ничего отложить на "черный" день.
Литовцев много, еды мало
Жители Литвы задают правительству одни и те же вопросы: хватит ли в ближайшем будущем денег, чтобы купить продукты, и хватит ли продуктов на все? К "черным" сценариям подталкивают разорванные связи с основными поставщиками удобрений, топлива, кормов, сырья и других необходимых для сельского хозяйства составляющих.
Достаем из архива свежую качественную аналитику от журналиста Регины Муснецкене. Вот что пишет знающий человек:
"Для овощеводов несколько лет подряд получились неблагоприятными. Пандемия COVID-19 привела к тому, что школы работали дистанционно, а детсады пустовали. В учебных заведениях никого не кормили, поэтому не покупали и овощи. <…>
Когда хозяйствам удастся вернуться на докоронавирусный уровень, неизвестно. Но точно не в 2022 году. Прежде среднестатистический фермер 8 тысяч евро платил за электричество, в этом году – 24 тысячи. Экономить не на чем, поскольку в хранилищах холодильники не отключишь. Тонна селитры подорожала со 180 до 700 евро. Удобрения рачительные хозяева всегда вносят экономно, но как не старайся, запасы не бесконечны. Весна выдалась влажная, ранних овощей, скорее всего, не будет. Они как раз самые дорогие, но нет продукта – нет прибыли".
С другой стороны, отмечает председатель Кельмского отделения Союза фермеров Литвы Мартинас Пуйдокас, "люди боятся вкладывать слишком много средств в гектар, чтобы себя не загнать в ловушку. Тем более в условиях, когда резко выросли цены на топливо и горюче-смазочные материалы. <…> Государство должно переосмыслить свою сельскохозяйственную стратегию".
Земледельцев возмущает тот факт, что 30 лет Вильнюс на село смотрел свысока. Тенденция усилилась, поскольку экономикой стали руководить молодые люди, выросшие в городе. В предыдущих правительствах было больше выходцев из деревень. В сегодняшнем некоторые министры считают животноводство и земледелие экзотикой, будто гуляют в зоологическом саду.
Как утверждают эксперты, овощеводство является одной из наиболее продвигаемых и поддерживаемых отраслей сельского хозяйства в ЕС. Однако его развитию в Литве мешает ужесточение требований к производству и разговоры о повышении налогов на водные ресурсы. Кроме того, в стране по-прежнему не хватает помещений для хранения урожая, недостаточно увлажняющих систем.
По словам Пуйдокаса, в нынешних условиях укрепление сельского хозяйства означает укрепление национальной безопасности. В этом смысле Литва зависима, и зависимость достигает 70–75%. Страна, которая кормила мясом европейскую часть СССР, сегодня вынуждена закупать свинину и говядину в соседней Польше.
Владельцев крупного рогатого скота до сих пор спасали субсидии на покупку племенного стада. Однако в 2022 году поддержка будет оказана в последний раз. И получит ее не каждый, или все, но она окажется значительно меньше запрашиваемой. Дело в том, что на субсидии выделяется 1,4 миллиона евро, а животноводы подали заявку на 2,4 миллиона.
Что дальше? Сплошной туман.
Слепая пелена
Заместителя председателя парламентской Партии труда Вигилиюса Юкну очень интересует ответ на вопрос, когда сельское хозяйство станет частью стратегии национальной безопасности? "Никакой логичной государственной политики в отношении фермерства нет", – подчеркивает депутат Сейма.
По словам Юкны, у правящего большинства существует старая забава – наблюдать, как народ выкарабкивается из очередной навозной ямы. Для себя министры все привезут. Беда в том, что скоро экспортировать будет невозможно, поскольку ни у кого ничего не вырастет. Придется вспоминать глубокие традиции аграрного государства, каким всегда Литва была, надеяться на себя.
Однако работать над домашним заданием правительство Ингриды Шимоните не желает. Для ее кабинета не примеры Франция, Германия. Италия, Польша и даже Эстония, в которых производство продуктов питания на уровне законов считается приоритетным сектором экономики.
Еда и ее запасы нашли свое место в национальных стратегиях безопасности в большинстве стран Европы, но только не в Литве, небольшом государстве с малым количеством жителей на 1 квадратный километр.
Если страна начнет терять людей из-за дефицита продовольствия, она исчезнет. Об этом парламентарий Вигилиюс Юкна говорит ежедневно. Его здравые опасения и предостережения никому из членов правительства не интересны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.