Несмотря на факт, что некоторым политикам, публицистам и самопровозглашенным экспертам кажется, что небольшая война в Восточной Европе не сделает "ничего плохого" и даже поможет "вытеснить Россию из Украины", нужно проанализировать все возможные последствия потенциальной войны за территорию несостоявшегося украинского государства.
С точки зрения Польши и других восточных членов Евросоюза любой такой конфликт – настоящая угроза и в плане экономического развития всего региона.
Но, видимо, этого не понимают представители польского политического класса, которые готовы поддерживать киевский режим поставками оружия. Развязывание войны на Украине чревато серьезными последствиями также и для польской экономики, которая в силу обстоятельств уже сейчас находится на грани коллапса (инфляционный антирекорд, приостановление финансовой поддержки Евросоюза, замедление роста ВВП).
Только за второй квартал 2021 года товарооборот Польши с Украиной достиг уровня 4,62 млрд долларов. При этом он довольно сбалансирован: импорт из Украины незначительно больше экспорта товаров в эту страну.
Польским экспортерам удалось занять четвертое место (после Китая, Германии и России) среди внешнеторговых партнеров Киева. Естественно, все это позволяет сохранять рабочие места в Польше (парадокс заключается в том, что многие места занимают сами украинские гастарбайтеры).
Вооруженный конфликт естественным путем приведет к значительному сокращению всех торгово-экономический связей.
Результат конфронтации с Россией будет связан с приходом к власти на Украине совершенно других политических сил, отрицающих эскалацию на восточном направлении. А это в свою очередь приведет к санкциям, аналогичным тем, с которыми столкнулась Белоруссия. Это означает, что польские предприниматели могут забыть про бизнес с украинскими партнерами, а также про перспективы своих уже вложенных в инвестиции на Украине средств.
Хотя Польша не зависит финансово от торговли с Украиной, любой кризис может оказаться серьезным ударом по поставкам критически важных видов сырья. Украина, например, является одним из основных поставщиков железной руды для польской промышленности. Очень в стране востребованы украинская сталь и чугун, древесина, а также подсолнечник и разные виды зерна.
Но все это еще некритично. Украина является с точки зрения Польши (отчасти тоже стран Балтии) транзитной страной. В связи с разрывом отношений стран Центральной Европы с Минском в любой момент может случится блокад белорусского транзита. И тогда Польша останется без значительной доли поставок товаров с Востока, в первую очередь из Китая.
Морской путь обходится в четыре раза дороже железнодорожного. Поставки ряда товаров из Поднебесной для польской экономики жизненно необходимы. Правда, китайцы начнут тогда искать новые пути сообщения, но все будет зависеть от непризнанного Варшавой, Вильнюсом и Ригой в качестве президента Александра Лукашенко.
Данная ситуация может принудить Польшу к отмене ряда антибелорусских санкций, на введении которых Варшава сама раньше настаивала. Поставки российского газа через Украину не имеют столь важного значения, но тоже оказаться под большим вопросом.
В случае конфликта и дальнейшей дестабилизации обстановки на Украине Польшу ждет еще и вероятный валютный кризис. Страны Балтии частично застрахованы от такого сценария, так как входят в еврозону.
Польша остается при своей национальной валюте, которая очень нестабильна и чувствительна к любым видам политической и экономической турбулентности. Возникновение конфликта в регионе чревато колебаниями курса польского злотого. Уже понятно, как военная истерия влияет на курс украинской гривны. Стоит ожидать таких же последствий для польской валюты в случае начала горячей фазы конфликта.
Общая дестабилизация обстановки в регионе усугубит уже существующие экономические проблемы. Стоит ожидать снижения прямых иностранных инвестиций и даже оттока капитала. Все финансовые и экономические последствия потенциального конфликта могут ухудшить социальное положение граждан. Дополнительным фактором кризиса может стать массовая иммиграция из Украины, про которую говорят и которой опасаются все польские демографы и социологи.
Возникает вопрос: почему польский политический класс не хочет мирного решения назревших в регионе противоречий? Ответы могут быть разные, но все сводятся к тому, что интересы и безопасность обычных поляков им совершенно не интересны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.