Накануне министр экономики и инноваций Аушрине Армонайте посетила Францию, чтобы ознакомить министров Европейского союза с ситуацией в Литве, которая, как отмечает министр, страдает от давления со стороны Китая.
"Моя цель состояла в том, чтобы показать, что в Литве сложилась ситуация, которая является практическим примером того, как важно для нас укреплять эту европейскую независимость", – заявила Армонайте.
Ждать ли изменений в политике ЕС на фоне литовских просьб о помощи? По мнению бывшего премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса, думать официальному Вильнюсу нужно было раньше.
"Ей (Армонайте – прим. Baltnews) нужно было поднять этот вопрос очень давно – до того, как они задумались о принятии решения об открытии тайваньского представительства в Литве. Она должна была знать тогда, какова будет позиция ЕС, четко оценив негативные экономические и социальные последствия для Литвы", – передают слова Буткявичюса литовские СМИ.
Тем временем Армонайте все-таки убеждена, что "существует большой интерес к ситуации" вокруг литовско-китайского конфликта.
"Я, наверное, скоро приглашу в Литву комиссара Тьерри Бретона. У нас будет возможность более широко ознакомить его с ситуацией", – добавила министр.
Наедине с драконом
В Евросоюзе, однако, не раз заявляли о том, что не готовы на сегодняшний день финансово поддержать Литву, ограничиваясь лишь заявлениями.
Более того, единственная страна ЕС, готовая так же, как Литва, фактически признать Тайвань, – Словения – накануне изменила свою позицию в данном вопросе.
Председатель комитета по иностранным делам парламента Словении Моника Грегорчич подчеркнула, что именно слово "Тайбэй" будет использоваться в названии Управления экономических отношений и культуры Словении, а не Тайвань. Комитет также единогласно принял резолюцию, в которой говорится о приверженности Словении политике "одного Китая".
При этом в словенском парламенте раскритиковали действия КНР в отношении Литвы.
Способ избежать нагнетания и без того сложной ситуации в литовско-китайских отношениях ранее предлагал и президент Литвы Гитанас Науседа. По его словам Вильнюс вполне мог бы использовать в названии торгпредства Тайваня слово "Тайбэй".
"Ошибкой стало не само открытие представительства, а его название, которое со мной МИД согласовано не было. Жаль, что название представительства стало фактором, который сильно сказался на наших отношениях с Китаем. Из-за этого нам теперь приходится разбираться с последствиями", – заявил Науседа.
Отношения Литовской Республики и КНР испортились после того, как в Вильнюсе открылось представительство Тайваня. В свою очередь, Китай понизил дипломатические отношения с Литвой до поверенного в делах, а потом ввел экономические санкции против республики.