Не прогноз, а прямо роман: эстонские экономисты запутались в своих расчетах

Фигурки людей и монета евро

Анатолий Ядов

Прогнозы экономистов Эстонии все больше напоминают гадание на кофейной гуще, а сами они готовятся не к синице в руках, а к журавлю в небе.

Остается лишь гадать, кто именно больше ошибется в своих прогнозах прироста валового внутреннего продукта Эстонии – национальное правительство или международные организации.

Министерство финансов страны предвещает национальной экономике рост всего в 2,5%, а Международный валютный фонд щедро обещает 3,4%, Организация экономического сотрудничества и развития поднимает планку до 3,9%.

Само собой, на скромности эстонских запросов сказывается более глубокое понимание состояния местных дел, но также и прибалтийский пессимизм, который все заставляет видеть в мрачном свете. Зарубежные коллеги местных экономистов, возможно, видят общую картину, и потому им лучше знать, насколько ярок свет в конце тоннеля коронавирусного кризиса. Интересно будет сравнить в конце года, насколько все они ошибались.

Ни один экономический прогноз, опубликованный за последний год в Таллине, Брюсселе или Нью-Йорке, не оправдался. Экономисты и сами признают, что вероятность ошибок необычайно велика, так как они не в состоянии в полной мере учесть влияние, которое оказывают на экономику темпы вакцинации и "поведение" коронавируса.

Вот и весенние прогнозы 2021 года, подготовленные для Эстонии разными "авторами", настолько отличаются друг от друга, что верить им довольно сложно. Зато можно выбрать тот, который больше нравится.

Экономические прогнозы читаются как беллетристика

Европейская комиссия в своем прошлогоднем летнем экономическом прогнозе сначала предвидела снижение эстонской экономики на 7,7% в 2020 году, затем Брюссель повысил ожидания до падения на 6,9%, а Министерство финансов самой Эстонии надеялось обойтись 5%. На деле же выяснилось, что ВВП упал "всего" на 3%.

Министерство финансов Эстонии осенью прошлого года порадовало соотечественников обещанием роста экономики в 2021 году на 6,4%, а сейчас, весной, не видит для страны возможности добиться большего, чем 2,5%. Брюссель, вроде бы прозревая свет в конце туннеля, предрекал стране увеличение ВВП на 6,2%.

Кто бы мог подумать, что чтение занудных текстов экономических прогнозов когда-нибудь и кого-нибудь, кроме их авторов и ревнивых коллег, сможет увлечь сюжетной интригой, а сами прогнозы будут напоминать фантастические рассказы.

Нет, вполне возможно, что в далекой древности уже случалось что-то подобное и у неискушенных читателей рукописных книг захватывало дух от фраз вроде "когда на свист горного рака из лесов выйдет хромой пегий единорог на закате четвертого дня, будет нам всем счастье и молочные реки в кисельных берегах".

Но в наше время экономистам-предсказателям очень сложно увлечь читателей содержанием прогнозов. Вернее, это было затруднительно, пока пандемия не вывела этот жанр творчества на уровень беллетристики.

Давненько, думается, а возможно, и вообще никогда до сих пор маститые экономические аналитики не вызвали такого сочувствия и не выглядели такими беспомощными, как сейчас. Их прогнозы напоминают гадание на внутренностях даже не синицы, которая имела глупость попасть аналитикам в руки, а неуловимого журавля в небе.

Экономисты, которые вынуждены делиться своими соображениями насчет валового внутреннего продукта просто потому, что получают за это зарплату, приходится учитывать факторы, учету, честно говоря, не поддающиеся. Но не может же авторитетный экономист заявить, что не станет ничего прогнозировать, поскольку сам не понимает, что и как будет происходить в ближайшие месяцы.

Как бы нам учесть и предсказать непредсказуемое

Это раньше, до пришествия пандемии, разница в пару процентных пунктов в прогнозах годового прироста валового внутреннего продукта, подготовленных какими-нибудь двумя уважаемыми международными аналитическими центрами, могла вызвать оживленную дискуссию и даже ажиотаж.

Ныне же Международный валютный фонд обещает глобальный прирост экономики в 2021 году в размере 6%, а Организация международного сотрудничества и развития предсказывает не более 5,6%.

Оба источника, на которые привыкли ссылаться средства массовой информации и политики, периодически пересматривают свои прогнозы, то повышая их, то понижая, и совершенно смущают читателей. Вроде бы ясно, что в конце концов все будет хорошо, но насколько хорошо и когда наступит этот самый "конец концов", непонятно.

Привычные и надежные факторы вроде тенденций фондовых рынков, планов МВФ, Группы Всемирного банка, ЕЦБ, Федеральной резервной системы США, ОПЕК, госбанка Китая и "мальчиков" Сороса, приходится как-то совмещать с попытками угадать следующие выверты поведения микроскопической твари по кличке Covid-19.

А также с догадками, например, о том, не "облажаются" ли вновь подрядчики фармацевтической корпорации Johnson & Johnson, по ошибке загубившие 15 миллионов доз вакцины Janssen, на которые так надеялись, в том числе и в Эстонии.

Не выяснится ли, что какая-нибудь из вакцин может не только защитить от болезни, но и отправить на тот свет своими побочными эффектами. Или сколько инъекций в день способны сделать медики той или иной страны.

Трудно винить экономистов за ошибки в прогнозах, зато можно предъявить счет математикам, которые не позаботились заблаговременно о разработке методик и алгоритмов расчета экономических последствий пандемий, вызванных тем или иным вирусом. О неизбежном пришествии пандемии ученые говорили на протяжении нескольких десятилетий, вполне можно было бы озаботиться подготовкой к этому печальному событию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме