Рейтинговые агентства и службы экономического прогноза крупных европейских банков снижают предполагаемые показатели роста валового внутреннего продукта Евросоюза в 2021 году. Третья волна пандемии, а также нарастающее отставание темпов вакцинации населения вызовут существенно большие, чем ожидалось, экономические и финансовые потери.
Точно подсчитать, во сколько обойдутся продленные локдауны и новые ограничения, мало кто сейчас решается, но разговоры о том, что 750 миллиардов евро аварийного фонда NextGenerationEU может не хватить, уже идут.
Эти средства, распределенные между всеми странами альянса в виде грантов и льготных кредитов, призваны вытащить потрепанную экономику Старого Света из кризиса и по возможности придать ей более современные и "зеленые" черты.
Но на тот момент, когда решение о формировании фонда и условиях распределения его средств с таким трудом и скандалами обсуждалось и утверждалось, Евросоюз пребывал в уверенности, что сумеет полностью справиться с пандемией в течение года.
Президент Европейского центрального банка Кристин Лагард ранее заявляла, что странам зоны евро следует ожидать "уверенного восстановления активности во втором полугодии", что ей теперь припомнили практически все экономические обозреватели.
Объективности ради надо отметить, что на тот момент, когда Лагард давала этот неоправданно оптимистический прогноз, о третьей волне пандемии и засилье новых штаммов коронавируса речь еще не шла. А успех кампании массовой вакцинации населения казался почти предопределенным.
Однако с поставками вакцин дела пошли, как известно, неважно, и ныне ожидания "уверенного восстановления" сдвигаются на следующий год. Прогнозы роста валового внутреннего продукта на текущий год снижают практически все рейтинговые агентства. И, естественно, говорят о высокой вероятности погрешностей из-за общей низкой предсказуемости ситуации.
Международный валютный фонд, учитывая, очевидно, грядущий повышенный спрос на коронавирусные кредиты, собирается к началу лета представить официальное предложение о создании дополнительных резервных активов на сумму 650 миллиардов долларов для помощи в восстановлении мировой экономики.
Основания имеются, но желания пока нет
Страны-"тяжеловесы" Евросоюза продлевают или вводят дополнительные меры, пытаясь остановить накатывающую третью волну пандемии. Дополнительные убытки европейских столиц пока оцениваются в суммы, превышающие 120 миллиардов евро. Евросоюзу потребуются новые финансовые вливания для поддержки частного бизнеса и торговых оборотов.
Президент Франции Эммануэль Макрон стал первым европейским лидером, публично заговорившим о необходимости дополнительных средств для пополнения общеевропейского "аварийного" фонда преодоления последствий кризиса. Поскольку он уже превосходит по масштабам убытков кризис 2008 года почти в два раза и оценивается примерно в 3 триллиона евро.
Макрон призвал брать пример с Соединенных Штатов, которые выделяют на восстановление экономики намного больше средств, более триллиона евро: "США вернутся к докризисному уровню к середине 2021 года и, что наиболее важно, очень скоро возобновят свою траекторию [роста]".
Французский лидер во время видеосаммита Евросоюза противопоставил успехи трансатлантического партнера успехам экономики Старого Света, которая, как ожидается, сможет вернуться к своему допандемическому уровню в лучшем случае лишь во второй половине 2022 года.
Иными словами, объективные основания для того, чтобы Евросоюз решил нарастить аварийный фонд, имеются.
Но планам добрать дополнительные средства на международных финансовых рынках может помешать нежелание государств альянса еще больше увеличивать долговое бремя.
Например, Конституционный суд Германии на днях остановил процесс ратификации в Бундестаге решение Берлина взять кредит через фонд NextGenerationEU под гарантии всего альянса (утвердить права правительств воспользоваться заемными деньгами этого фонда должны одобрить парламенты всех стран-участников).
Законы Германии не одобряют принятие страной на себя ответственности по чужим финансовым обязательствам. Вероятнее всего, этот кризис немцы преодолеют, но сам факт его возникновения говорит о том, что процесс освоения средств фонда простым не будет. А уж его увеличение, подразумевающее дополнительные долги, осложнит дело до крайности.
Можно ожидать, что от дополнительных долговых обязательств постарается отказаться и Эстония. Если, конечно, у правительства останутся шансы обойтись собственными средствами (включая взятые кредиты) и уже обещанными Евросоюзом аварийными деньгами. Во всяком случае, от денег фонда SURE (поддержка сектора туризма и гостиничного бизнеса) Таллин вслед за Хельсинки отказался, не желая еще более увеличивать долговое бремя.
Как правительства Эстонии и других не самых богатых государств альянса посмотрят на возможное предложение расширить фонд NextGenerationEU, пока сказать сложно. Очевидно, значительное влияние на принятие такого решения будет иметь ситуация с заболеваемостью и с поставками вакцин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.