Отказ Евросоюза снабжать Rail Baltica – только начало. Страны Балтии готовятся к худшему

Проект Rail Baltica

Илья Круглей

После напряженного принятия бюджета ЕС Прибалтике уже не стоит рассчитывать на софинансирование различных проектов в целом ряде отраслей. "Периферии ЕС" пора задуматься об экономической независимости.

Евросоюз в очередной раз доказал, что Балтии не стоит надеться на безоговорочную поддержку западноевропейских стран. ЕС отказался выделять сумму, запрошенную балтийской страной для прокладки отрезка железнодорожной магистрали Rail Baltica. Как заявил вице-министр транспорта Литвы Гитис Мажейка, из 236 млн евро, о которых просило восточноевропейское государство, Евросоюз выделил лишь около 29 млн евро.

Не только в Литве, но и в Латвии с Эстонией к такой новости отнеслись с плохо скрываемым разочарованием и даже опасением.

Сам по себе проект Rail Baltica, что бы о нем ни говорили чиновники из Эстонии, Литвы или Латвии, не является критически необходимой коммуникацией, без которой регион вообще не способен нормально развиваться. Однако отказ Евросоюза в софинансировании по созданию одного из отрезков этой железной дороги выглядит как начало той самой "Европы двух скоростей", о которой уже достаточно долго рассуждают некоторые политики в "Старом свете".

Канцлер Германии Ангела Меркель (слева) беседует с президентом Франции Эммануэлем Макроном (второй слева), премьер-министром Финляндии Санной Марин (вторая справа) и премьер-министром Швеции Стефаном Лёвеном (справа) во время встречи за круглым столом на саммите ЕС в Брюсселе, 18 июля 2020 года
AP / Francois Lenoir
Канцлер Германии Ангела Меркель (слева) беседует с президентом Франции Эммануэлем Макроном (второй слева), премьер-министром Финляндии Санной Марин (вторая справа) и премьер-министром Швеции Стефаном Лёвеном (справа) во время встречи за круглым столом на саммите ЕС в Брюсселе, 18 июля 2020 года

Ваши проекты нам не интересны

Основная идея "Европы двух скоростей" – разделение ЕС на две части. Первая  – экономически развитая Западная Европа, решения которой, по сути, не оспариваются. Вторая часть – это страны послабее, которые обязаны выполнять рекомендации Берлина, Парижа и других более благополучных членов союза, но при этом не надеяться на постоянные финансовые вливания со стороны "центра".

Нужно признать, что к подобному "шаблону" очень хорошо подходит нынешняя ситуация с Rail Baltica. Впрочем, частичный отказ финансирования проекта железнодорожной коммуникации в Балтии может оказаться для Эстонии, Латвии и Литвы наименьшей из проблем. Споры вокруг формирования бюджета ЕС в 2021-2027 годы создали весьма нездоровую атмосферу в Европейском союзе.

Rail Baltica – это проект железной дороги стандартной европейской колеи с современной системой управления движением поездов, которая должна соединить страны Балтии, Восточную и Западную Европу. В некоторых экспертных кругах его справедливо называют "долгостроем", поскольку проект регулярно обсуждают, но никак не приступят к реализации уже более десяти лет. Сейчас может показаться, что проект наконец-то начнут переносить с бумаги в реальный мир.

Визуализация проекта Rail Baltica
Визуализация проекта Rail Baltica

В декабре 2019 года прошла встреча премьер-министра Литвы Саулюса Сквернялиса с главами Латвии и Эстонии, в ходе которой страны с радостью заявили об окончании процедуры получения земли на протяжении всего участка Rail Baltica от Каунаса до границы с Латвией. Саулюс Сквернялис, видимо, пытаясь увеличить значимость проекта в глазах Евросоюза, напомнил всем, что балтийские страны готовы использовать ее как рокадную железную дорогу.

"Это создаст условия для бесперебойной перевозки грузов военного назначения на учения в нашем регионе", – заявил премьер-министр Литвы.

Но это не помогло. В Евросоюзе решили не тратить 278,9 млн евро для дальнейшей прокладки участка Rail Baltica – от Каунаса до Паневежиса. Однако хуже всего не это, а то, в каких условиях прозвучал подобный отказ.

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис

Европа двух скоростей – реальность, которую видят не все

Вице-министр транспорта Литвы Гитис Мажейка сообщил о нежелании ЕС платить за Rail Baltica на фоне споров европейских лидеров на саммите, в ходе которого решалась судьба бюджета ЕС в 2021-2027 годах. Как отметил в комментарии для Baltnews политолог, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин, это тревожный сигнал для всей "периферии ЕС".

"У Европы есть два варианта – это либо "Европа двух скоростей", либо, наоборот, укрепление единства ЕС, но при совершенно новых условиях, когда правила игры будут диктовать Германия и, в меньшей степени – Франция. При этом отойдут в прошлое все демократические заморочки вроде председательствования Болгарии или Латвии в разных органах ЕС.

Сейчас для европейского руководства примерно в равной степени вероятны оба варианта. Но что действительно думает Меркель и Макрон – сказать трудно. Тут есть множество важных факторов, способных повлиять на ситуацию, причем споры о бюджете Евросоюза и его экономическое состояние – это далеко не самый важный индикатор", – поясняет политолог.

Василий Стоякин напомнил о де-факто ограниченном суверенитете Германии, которая является экономическим локомотивом ЕС, за счет идеально созданных для этого условий, при которых вопросами обороны союза занимается на Берлин. Если же ФРГ начнет тратить деньги для полноценной защиты Евросоюза, то ее способность "тянуть" экономику ЕС может исчезнуть.

"Если Германия пойдет именно таким путем, то встанет справедливей вопрос: а зачем тогда вообще нужны восточноевропейские страны?. Напомню, Болгария и Румыния были нагло навязаны Евросоюзу со стороны США. Балтийские страны тоже принимались в ЕС, если не под давлением Вашингтона, то просто в качестве символического жеста. Сама по себе Прибалтика Евросоюзу вообще-то не очень нужна.

При этом действовать в одиночку Меркель объективно не может, поэтому мы и видим как тема о "Европе двух скоростей" мелькает не только в ФРГ. Вообще тот факт, что об этом говорят – это уже тревожный сигнал для балтийских стран. По сути, процесс такой трансформации начался достаточно давно – в 2009 году, когда провалилась идея с принятием общеевропейской Конституции. Просто сейчас еще не совсем понятно, как именно он будет реализовываться", – сообщает эксперт.

Директор Центра политического маркетинга допускает, что в нынешней ситуации у "ядра ЕС" все козыри. Кризис дает неплохие возможности для давления на более слабые с экономической точки зрения страны в Евросоюзе. Все что может делать Прибалтика и вообще Восточная Европа, так это оперировать демократическими ценностями. Но к сожалению для них, за счет одной только евросолидарности экономику союза поднять не получится.

Президент Литвы Гитанас Науседа снимает защитную маску готовясь выступить с заявлением в Брюсселе, 17 июля 2020 года
AFP 2020 / Francisco Seco
Президент Литвы Гитанас Науседа на саммите ЕС Брюсселе, 17 июля 2020 года

Какие удары окажутся самыми больными?

В сообщениях СМИ и некоторых политиков Балтии отчетливо просматривается некоторая растерянность из-за споров вокруг бюджета ЕС в 2021-2027 годах и плану по восстановлению экономики союза после пандемии.

"Тот факт, что фонд будет состоять из денег, заимствованных на международном рынке, является проблемой. В результате многие государства-члены ЕС обеспокоены условиями использования фонда, а также управлением и надзором за использованием этих средств", – цитирует The Baltic Times латвийского премьер-министра Кришьяниса Кариньша.

Кстати, изначально рассчитанный на два дня саммит, начавшийся 17 июля, пришлось продолжить на несколько дней.

В ходе споров Нидерланды, Австрия, Дания, Финляндия и Швеция настаивали на создании менее крупного фонда. Нидерланды, как пишет издание Politico, так и вовсе потребовали, чтобы для выдачи средств из этого фонда член ЕС должен получить единогласное одобрение всех стран союза.

Очевидно, что отмена Rail Baltica в таких условиях может оказаться лишь "первой жертвой. подробно об этом рассказал эстонский экономист Ханон Барабанер. 

"Сокращение дотаций со стороны Евросоюза будет чревато проблемами практически во всех отраслях балтийских стран. Если говорить о том, кому их них будет "больнее всего", то это, пожалуй, сельское хозяйство и строительство дорог для автотранспорта. Но это лишь то, что на поверхности. Если мы говорим о средне- и долгосрочной перспективе, то вообще непонятно что будет с энергетикой, особенно в Эстонии", – объясняет эксперт.

Он также напомнил, что Эстония, руководствуясь политическим, а не экономическим мотивом, по сути, "выключила" из своей энергосистемы станции, использующие горючий сланец. Такой шаг сделал страну крайне уязвимой. Подобные объекты были базисными электростанциями, которые ранее могли справиться не только с внутренним спросом в Эстонии, но и обеспечить определенный объем для соседних стран.

"Теперь Эстония пытается включиться в систему энергетики Скандинавии, а они относятся к сланцевым электростанциям не слишком доброжелательно. Очевидно, что балтийская страна делала это по политической причине, чтобы доказать лояльность Евросоюзу. Но теперь, когда непонятно, будет ли он вообще компенсировать Эстонии ее убытки в энергетике, ситуация становится плачевной.

Такого же рода проблемы есть и в других отраслях Балтии, которые эти страны по политическим причинам трансформировали в состояние, объективно зависящее от вливаний со стороны ЕС. Эстония, Литва и Латвия какое-то время были "любимчиками" Брюсселя. Однако в условиях кризиса их позиционирование себя в качестве "форпоста на востоке" уже не является гарантией получения дотаций", – рассказывает Ханон Барабанер.

Если Евросоюз выберет путь, при котором "периферия ЕС" должна безоговорочно выполнять рекомендации "ядра", то Эстонии, Литве и Латвии нужно будет хорошо задуматься над вопросом экономической независимости. Эстонский экономист уверен, что исторический рынок стран Балтии лежит на востоке. Это значит, что раз ЕС уже перестал быть "добрым другом", помогающим деньгами, нужно срочно отказываться от политических решений, которые блокируют сотрудничество Балтии с "востоком", в том числе и с Россией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме