Минздрав сообщил, что большая часть больниц (85%), поликлиник (75%) и стоматологов (84%) Литвы вернулись к обычному режиму работы. До недавнего времени их деятельность была ограничена предписаниями кабмина, которые обусловил карантин и коронавирус.
Несмотря на то, что страна постепенно возвращается к нормальной жизни, карантинный режим и пандемия вскрыли ряд болезненных моментов. Многие граждане и политики, в частности – глава лейбористской Партии труда, депутат Европарламента Виктор Успасских, – указывали на то, что немало людей, нуждающихся в медицинской помощи, были лишены этой возможности. Поликлиники и частные клиники закрыты, живые консультации невозможны, а в больницах, похоже, забыли обо всех заболеваниях – все затмил коронавирус. В народе даже появилась злая шутка: "Все болезни исцелит девятнадцатый Covid".
Системные проблемы
Одна из ключевых проблем, связанных с общественным здоровьем, – об этом говорилось и до вспышки Covid-19, но сегодня она стала особенно актуальной – финансирование системы здравоохранения. Расходы Литвы на медицину в разы меньше, чем в других странах-членах Европейского союза (ЕС). По этому показателю республика стоит на одной из самых низких позиций в сообществе – занимает пятое место с конца.
В 2017 году расходы на здравоохранение составляли 6,5%, средний показатель по ЕС – 9,8%. Очевидно, что после глобальной пандемии государства существенно расширят объемы финансирования, сделав упор на медицине и здоровье граждан.
Другая насущная проблема – доступность услуг. За последние 30 лет число медучреждений в стране уменьшилось – основные "потери" несут регионы. Эти явления объясняют следующими причинами: с одной стороны, нельзя отрицать, что население страны уменьшается, стабильный прирост отмечается лишь в столице, а провинция и районные самоуправления пустеют, что заставляет власти закрывать часть структур общественного сектора – школы, детские сады, больницы.
С другой стороны, долгие годы государство ориентировалось на советы и примеры своих либеральных коллег-партнеров на Западе. Последние указывали на необходимость оптимизации и отказа от крупных государственных медучреждений в районах, так как это съедает средства. Содержание разветвленной сети региональных больниц – большие статьи расходов для госбюджета.
Однако в долгосрочной перспективе такая "оптимизация" ведет к тому, что регионы пустеют еще больше, так как жители не видят смысла жить там, где им не могут предоставить базовые услуги. Помимо всего прочего, это ухудшает ситуацию в сфере общественного здоровья, поскольку люди не обращаются к медикам, понимая, что это займет длительное время. Тем не менее это не означает, что литовцы стали болеть меньше.
Профессор медицинского факультета Вильнюсского университета, один из самых известных врачей в Литве Витаутас Касюлявичюс подчеркивает: жители страны, зная о больших очередях, желая попасть к врачу, в итоге решают, что "будут лечиться сами". Между тем бытующая среди медиков истина гласит: "Самолечение – верный путь к больничной койке".
Профессор ссылается на результаты исследования, проведенного Государственным аудитом, где говорится о том, что за последние десять лет число людей, которые в случае какой либо болезни не обращаются к врачам, возросло в разы. В 2010 году таких была четверть, в 2017-м – около 40% всех опрошенных. Основная причина – очереди и отсутствие возможностей записаться на консультацию.
Витаутас Касюлявичюс приводит в пример данные отечественного Института гигиены, где указывается на то, что "почти 15% всех детей Литвы живут в более чем 20 километрах от медучреждений, способных оказать помощь в стационарных условиях". Кроме этого, 12,6% всех женщин страны живут более чем в 30 километрах от акушерских стационаров. Также профессор указывает на то, что во многих районных муниципалитетах объемы профилактических исследований на выявление раковых и сердечных заболеваний в три раза меньше, чем в крупных городах.
Кстати, средняя продолжительность жизни в Литве составляет 75,8 лет – это ниже среднеевропейского показателя. Помимо прочего, женщины в Литве живут почти на десять лет дольше, чем мужчины, что также говорит о системных проблемах на уровне общественной медицины.
Две Литвы – две не пересекающиеся параллельные
Говорить о том, что в Литве плохая медицина и слабые врачи, нельзя, поскольку это неправда. Глубинные проблемы кроются в системе и государственном управлении. Тем не менее ошибки ведут к плачевным результатам. Так, например, Литва занимает одну из худших позиций в ЕС, когда речь идет о предотвращении смертности – о диагностике, выявлении и лечении болезней на ранних этапах, превентивных мерах на уровне медучреждений, которые спасают жизни людей. В республике же многих не могут спасти по той причине, что больные обращаются к медикам слишком поздно, когда помочь нельзя либо же очень сложно.
В Литве из-за отсутствия своевременной медпомощи или превентивных мер, которые могут помочь избежать смерти, число летальных исходов составляет около 340 человек на 100 тысяч жителей, если речь идет об амбулаторном лечении, и чуть больше 200 человек на 100 тысяч, если речь идет о предупредительных мерах, которые оказывают пациенту в стационаре. Средний показатель по ЕС составляет около 160 и 90 случаев соответственно.
"То есть, если ваш ребенок родится в районе, шанс, что он может умереть – в четыре раза больше. И мы об этом не говорим", – сокрушается профессор Касюлявичюс.
По его словам, на востоке Литвы "существуют целые территории и самоуправления, где очень не хватает врачей. И там показатели смертности – одни из самых высоких. Преобладают огромные несоответствия".
К слову, накануне глава представительства Европейской комиссии в Литве Арнольдас Пранцкявичюс ознакомил общественность с рекомендациями, разработанными Брюсселем. В них говорится, что страна хорошо справляется с последствиями глобальной эпидемии, распространение вируса взято под контроль, однако в долгосрочной перспективе государству необходимо улучшать доступность и качество медицинских услуг. Пранцкявичюсс констатировал: пандемия – "очень хорошая возможность для того, чтобы предпринять структурные и системные изменения в секторе здравоохранения".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.