Просто о сложном. Почему рухнули цены на нефть

Цистерна с топливом
© Sputnik / Александр Гальперин

Эксперт по энергетике Борис Марцинкевич объяснил, что произошло с ценами на нефть и почему они рухнули.

Для многих отрицательные цены на сырье стали шоком, однако, как уточнил эксперт по энергетике Борис Марцинкевич, на бирже торгуют не физической нефтью, а фьючерсами.

"Это (фьючерс) договор о том, что когда-то в будущем нефть эта будет поставлена потребителям. Когда это придумывалось, логика была предельно простая. Есть производитель нефти. Он имеет возможность в течение, допустим, следующего месяца добыть такое-то количество нефти", – заявил Марцинкевич Sputnik Литва.

Эксперт отметил, что производитель договаривается с покупателем о том, что спустя месяц объем, который добудут, будет выкуплен, и дает небольшой задаток.

"В результате и производитель знает, что эта партия у него будет куплена по такой цене, он может считать свою экономику. И продавец точно знает, что, когда у него на НПЗ появится необходимость увеличить производство, нефть нужного сорта в нужное время по известной ему цене поступит, и он тоже может сосчитать свою рентабельность", – объяснил Марцинкевич.

На нефтяном рынке все было хорошо до тех пор, пока не вмешались спекулянты. При такой ситуации производители нефти продают контракты не конечным потребителям, а брокерам. В то же время все было стабильно до тех пор, пока в балансе были спрос и предложение.

"20 апреля заканчивался последний день, когда торговали фьючерсами с поставками на май. Фьючерсы, оторвавшиеся от физической нефти, – эти некие бумаги, некие обязательства, причем ни те, у кого они на руках, не имеют отношения к нефти, ни покупатели не имеют никакого отношения к нефти – они занимаются бумажной работой. Те, у кого на руках были эти фьючерсы, с ужасом поняли, что еще немного – и в мае придется эту нефть купить. Делать им этого не хотелось чисто психологически, поскольку никогда эти люди отношения к "черной жиже" не имели", – рассказал эксперт.

Другой момент, повлиявший на рынок, – логистика. Марцинкевич напомнил, что емкости торгового хаба для сырой нефти Кушинг на территории США были заполнены на 77%:

"Купить эту нефть и куда-либо ее залить уже возможности не было. Тогда началась паника, потому что связываться с таким моментом, когда нефть у тебя на руках есть, а деть ее физически некуда, нет емкости – и все, понятно, что убытки неизбежны, чтобы как-то избавить от этого, начали сбрасывать цену и досбрасывались до минусов. С нефтью это связано достаточно опосредовано".

Также две недели назад на Чикагской торговой бирже изменились правила торговли, которые и позволили появится отрицательным котировкам на нефть, чего не было раньше. То есть, как объяснил Марцинкевич, получилась так, что у людей контракты на руках уже были, но изменились правила, о чем их не предупредили. В то же время выяснилось, что все свободные емкости арендованы, а компании, которые эту аренду получили, отказались принимать нефть:

"Так понимаю, что последствия 20 апреля превратятся в пачку каких-то уголовных дел, исков и так далее", – резюмировал он.

Ссылки по теме