"Много плюсов и минусов". Чего ожидать от нефтяного соглашения ОПЕК+

Добыча нефти.
© Sputnik / Владимир Астапкович

Эксперт в энергетической области выделил главные плюсы и минусы новой сделки ОПЕК+ по сокращению добычи нефти.

У новой сделки, которую 12 апреля заключили государства-участники ОПЕК+, есть плюсы и минусы, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Плюсы для России заключаются в том, что мы подняли цену на нефть – цена на российскую нефть Urals подорожала за 10 дней на 10 долларов. На физические поставки нефти Urals в Европу контракты заключались по цене 10 долларов, а сейчас – 20. Это произошло за 10 дней – то есть пока готовилась сделка, рынок учитывал, что она будет реализована и цена выросла с начала апреля", – рассказал Митрахович порталу Baltnews.

Эксперт заметил, что в противном случае России бы пришлось какое-то время жить по цене в 10 долларов за баррель, что довольно болезненно – такая цена была при Борисе Ельцине в конце 90-х годов.

"Второй плюс для России заключаются в том, что даже если бы сделки не было, нам все равно пришлось бы сокращать добычу через два-три месяца, когда были бы заполнены хранилища, и нефть физически было бы негде хранить", – добавил энергетик.

Минус, по его словам, заключается в том, что, во-первых, Россия не стала ждать, когда ее конкуренты уйдут с рынка.

"Низкие цены на самом деле болезненны не только для нас, но и для наших конкурентов. Например, в Америке добыча сократилась за неделю на 0,7 млн баррелей в сутки из примерно 13 млн баррелей, которые они добывали. И если бы мы подождали еще пару-тройку месяцев, то сокращение произошло бы у всех, и для кого-то оно было бы даже более болезненным, чем для нас", – объяснил Митрахович. 

По мнению эксперта, можно было бы дожидаться пока, например, Алжир и Нигерия сойдут с дистанции, но терпеть пришлось бы самой России, поэтому здесь была некая "палка о двух концах".

"Также минус заключается в том, что "безбилетники" – те страны, которые не состояли в ОПЕК+, – так и остались "безбилетниками". Это США, Канада, Норвегия, Бразилия – они лишь декларативно присоединились к сделке, но не взяли на себя конкретных обязательств в конкретные сроки сократить производство нефти. То есть не подписались под конкретными цифрами сокращения добычи", – добавил специалист ФНЭБ.

Митрахович назвал показательным, что министр природных ресурсов Канады не в курсе того, что Канада присоединялась к каким-то жестким обязательствам по ограничению добычи. По словам Митраховича, чиновник прав – в этом смысле Канада не стала участником ОПЕК+.

"Кроме того, минус в том, что объем добычи, который сокращает Россия, довольно большой. Мы пока не знаем, будет ли считаться газовый конденсат при сокращении – в зависимости от него, это будет либо 1,8 барреля в сутки, либо 2,5, либо даже 2,8. Это примерно четверть российской добычи. Такой объем снижения добычи сопоставим в процентах с тем падением, которое было в начале 90-х годов", – считает энергетик.

При этом эксперт подчеркнул, что тут надо понимать, что если бы РФ сейчас его не сократила, то все равно пришлось бы сокращать через два-три месяца.

"Эта сделка – сложная. Здесь много плюсов и минусов. Будущее покажет, что в итоге перевесит", – резюмировал Станислав Митрахович.

Напомним, что 12 апреля страны ОПЕК+ заключили соглашение о сокращении добычи нефти на 9,7 миллиона баррелей в сутки в мае – июне, 7,7 миллиона во втором полугодии и 5,8 миллиона далее до конца апреля 2022 года.

Ссылки по теме