Угрозы Норвегии "жестко ударить" по ценам на нефть невыполнимы – у страны ограничены возможности по наращиванию добычи сырья, считает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
"Норвегия весьма ограничена в возможностях для роста добычи нефти, еще более удивительно звучат заявления о рентабельности добычи при цене ниже 20 долларов. Йохан Свердруп – месторождение шельфовое, сырье приходится извлекать с морской глубины в 120 метров. Операционные затраты на такую разработку достаточно высоки. Кроме того, потребуются еще и капитальные вложения в расширение добычи", – рассказал Белогорьев "Экономике сегодня".
По мнению эксперта, на нефтяном рынке работы Норвегии никак не скажутся, ведь сейчас основной фактор, давящий на котировки барреля, – пандемия коронавируса и связанные с нею многочисленные карантинные мероприятия, которые сохраняют неопределенность на биржах – по крайней мере, на два ближайших месяца.
"Кроме того, так и нет реального понимания баланса спроса и предложения на нефтяном рынке – в снижении цен биржевые спекулянты ориентируются на ожидания конкурентов. Полную картину можно будет составить примерно в июле, когда, как ожидается, мир пройдет пик пандемии и начнет восстанавливаться ценовой баланс", – добавил Белогорьев.
Он отметил, что, пока продолжается общемировой карантин по пандемии, очень сложно будет выйти за верхний предел цены нефти в 30 долларов.
"Пока мировые специалисты сошлись на том, что среднегодовая цена в 2020-м составит примерно 35 долларов за баррель Brent или выше. Текущее падение до 15–20 долларов пока видится краткосрочным явлением, связанным с паникой на фоне эпидемии и шоком от распада ОПЕК+, так как мир не был к этому готов. И Норвегия, а также другие страны никак не повлияют на сложившуюся картину – она слишком глобальна", – уточнил энергетик.
Эксперт уверен, что мировой рынок нефти сейчас зависит об "большой тройки" игроков – США, России и Саудовской Аравии. По его словам, Америка уже говорила, что ей очень не нравится сложившаяся ситуация – ей комфортны более высокие, чем сегодня, котировки барреля.
"Штаты больше обеспокоены разразившейся у них эпидемией, чем нефтяным рынком, а норвежцы на уровне общего спада посылают успокоительные заявления – мол, повысим добычу и поддержим доходами свое население на фоне общего кризиса", – резюмировал Алексей Белогорьев.
Ранее американское агентство Bloomberg сообщило, что Норвегия намерена заполнить нефтяной рынок сырьем с гигантского месторождения Йохан Свердруп в Северном море – якобы уровень добычи нефти там достигнет пиковых значений в начале мая, что на месяц раньше планировавшегося срока.
При этом в норвежской госкомпании Equinor ASA, которая отвечает за эксплуатацию этого месторождения, заявили, что Йохан Свердруп способно приносить прибыль при цене на сырье ниже 20 долларов.