Россия предложила Белоруссии новую формулу ценообразования, в которой премия экспортеров снижается на 2 доллара за тонну ежегодно пропорционально снижению экспортной пошлины, пишет ТАСС со ссылкой на министра энергетики РФ Александр Новак.
Между тем президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Владимир Путин в телефонном разговоре предложил Минску механизм компенсации выпадающих из белорусского бюджета доходов от экспортных нефтяных пошлин. По его словам, это можно сделать за счет премии российским компаниям при поставках нефти в Белоруссию.
Мнение
"Как я понял, если Александр Лукашенко не ошибся в трактовке слов российского руководства, то сейчас Россия предложила Белоруссии некий компромисс – они хотели 700 миллионов долларов, а мы предложили 300 млн. И на этом сошлись. То есть некий дополнительный доход у Белоруссии все же получился", – рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов порталу Baltnews.
Эксперт уточнил, что это будет компенсация для российских компаний, которая позволит дешевле продавать нефть.
"Хотя, по сути, Белоруссии предлагали те же условия, на которых работают все российские нефтяные компании. И никуда бы она не делась, если вдруг ей не будут эти деньги платить", – подчеркнул Фролов.
Он напомнил, что спор изначально возник из-за того, что Белоруссия получала нефть дешевле любого покупателя в мире за счет того, что с нее не выплачивалась экспортная пошлина, которая до 2019 года достаточно продолжительное время составляла 30 процентов от цены.
"Соответственно, с учетом ряда параметров, Белоруссия получала нефть примерно на 25–30 процентов дешевле, чем любой другой покупатель. Но 1 января 2019 года в России начал реализовываться последний виток большого налогового маневра, по поводу которого предупреждали, что он приведет к конфликту с Белоруссией. Потому что он подразумевает два главных положения – рост налога на добычу полезных ископаемых и постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть", – отметил энергетик.
По его словам, российское руководство приняло во внимание возражения белорусской стороны и задалось вопросом, каким образом можно поддержать высокую маржинальность белорусской нефтепереработки.
"Тогда возник вопрос к Белоруссии – вы хотите, чтобы российские нефтяные компании продавали вам нефть дешевле, чем собственным НПЗ? По крайней мере, с 2024 года эта система должна быть именно такой: наша нефтепереработка будет платить полную цену, получая через какое-то время компенсацию. А белорусам было бы дешевле", – уточнил Фролов.