Новые реалии энергетики. Почему нефтяной рынок ждет неспокойствие

Танкер у нефтяного терминала, архивное фото
РИА Новости

Эксперт в энергетической области рассказал, как конфликт США и Ирана на Ближнем Востоке начинает запуск передела мирового нефтяного рынка.

Приостановка транзита саудовским танкерным оператором Bahri через Ормуз и взлет цены барреля – это только начало процессов передела нефтяного рынка, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"Трейдеры на фоне этой [конфликта] ситуации играют на повышение, понимая, что последствия конфликта могут быть очень серьезными. Они скупают фьючерсы, пока те еще дешевые, но тем самым наращивают их дефицит и поднимая стоимость. Иран и США же продолжают обмениваться ударами с возрастающей мощью, что может привести к полномасштабной войне", – заявил Юшков "Экономике сегодня".

В рамках конфликта Иран, как считает Юшков, может пойти на два шага, которые скажутся на глобальном нефтяном рынке: перекрытие Ормузского пролива или ракетная атака по союзникам США в регионе Саудовской Аравии и ОАЭ.

Что будет с нефтью

Стоимость суточного фрахта нефтяных танкеров класса VLCC на фоне угроз Ирана заблокировать Ормузский пролив выросла на 20 тысяч долларов до 130 тысяч. Bahri располагает более чем 30 танкерами VLCC, а всего через Ормузский пролив ежедневно проходит свыше 25% всех мировых поставок нефти.

На фоне нестабильности на Ближнем Востоке растут мировые цены на нефть. Стоимость барреля Brent выросла до 68,88 доллара по данным за 8 января.

"Почти треть всей нефти мира проходит через Ормузский пролив, и даже его перекрытие на несколько дней создаст масштабный энергокризис в мире. На этом фоне цена барреля может подняться до $150 долларов на следующие полгода, пока мир не приспособится к новым энергетическим реалиям. Кто-то ограничит потребление, другие постараются найти источники поставок, страны-экспортеры перераспределят предложение на фоне выросшего спроса", – отметил Игорь Юшков.

По его мнению, Россия в этой ситуации только выигрывает, поскольку доходы страны во многом зависят от мировых цен на энергоносители. В то же время Россия самодостаточна и не почувствует дефицита нефти, обеспечив себя своими же ресурсами.

"Но в целом Иран – наш союзник в мирном урегулировании сирийского конфликта, так что Москва приложит определенные усилия, чтобы конфликт Ирана и США не затягивался надолго. Последствия его непредсказуемы уже сегодня", – подчеркнул Юшков.

Цены

В случае войны на Ближнем Востоке баррель будет держаться на достаточно высоких ценовых позициях, считает Игорь Юшков. В первую очередь, это выгодно США:

"Производители сланцевой нефти на фоне высоких котировок существенно нарастят добычу и немало на этом заработают. России, которая добывает традиционными способами, на это потребуется несколько лет".

В целом, как отметил Юшков, видно, что американцы уже не зависят от ближневосточных нефтяных ресурсов и даже от союзников в этом регионе. Это означает, что они вполне могут после Ирана развязать войну с Саудовской Аравией или Арабскими Эмиратами ради огромных прибылей на нефтяном рынке.

"Весь мир Штаты стараются сделать зоной своих финансовых возможностей, не считаясь с интересами других стран. Так что цена барреля в $150 на перспективу еще не предел", – резюмировал Юшков.

Ссылки по теме