Заявление директора "Нафтогаза" Юрия Витренко о том, что Украина готова рассмотреть предложение "Газпрома" о компенсации трех миллиардов долларов и заключить краткосрочный транзитный договор, который был направлен в ответ российской стороне, разумно, но дальнейшей конфронтации не исключает, считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
"Говорить об этом долге разумнее всего после 27 ноября. По той простой причине, что 27 ноября будет вынесено решение по апелляции "Газпрома" в отношении вынесенного Стокгольмским арбитражем решения по иску "Нафтогаза" по транзитному контракту", – рассказал Фролов порталу Baltnews.
Он отметил, что если решение будет вынесено в пользу "Газпрома", то в принципе предложение Украины уже не так интересно.
"Если же решение будет вынесено в пользу "Нафтогаза", думаю, "Газпром" охотнее пойдет на заключение неких компромиссных решений. Это одно из основных требований "Газпрома", и надо заметить, что по этому долгу он платить не отказывался. "Газпром" предлагал скидку на газ 25 процентов и некие иные механизмы разрешения этого спора. То есть: "Мы вам заплатим, но не деньгами, а какими-то иными средствами", – напомнил энергетик.
Но три миллиарда долларов – это не единственный долг, об урегулировании которого шла речь в предложении "Газпрома" – по словам специалиста, ранее в "Нафтогазе" заявляли, что российская компания должна Украине 22 миллиарда долларов.
"Предложение Витренко выглядит с одной стороны разумно, а с другой стороны потрясающе удивительно, потому что буквально меньше недели назад этот же человек говорил о том, что "Газпром" должен 22 миллиарда и никаких компромиссов быть не может", – подчеркнул Фролов.
Исходя из этого, эксперт сделал вывод, что даже если стороны договорятся и "Газпром" решит оплатить газом, то понятно, что украинская сторона не прекратит вести себя неконструктивно.
"Даже шутка есть по этому поводу – "если "Нафтогазу" предложить газ бесплатно, он все равно потребует доплаты". Поэтому даже если "Газпром" начнет продавать газ дешевле или поставлять его в счет долга, это не будет гарантировать отсутствие претензий со стороны "Нафтогаза", – уверен Фролов.
Он отметил, что это "объективная действительность, но если говорить об их предложении самом по себе, то оно очень разумное и лежит в рамках тех переговорных позиций, которые озвучивал "Газпром".
"Это шаг навстречу "Газпрому", и это можно только приветствовать", – подчеркнул Фролов.
При этом энергетик напомнил, что с наступлением 2020 года компания "Нафтогаз" уже не будет иметь юридических полномочий на осуществление транзита российского газа через газотранспортную систему Украины – этим будет заниматься специально выделенный оператор ГТС.
"На каком основании "Нафтогаз" будет продлевать действующий контракт, если он не имеет права с первого января 2020 года заниматься транзитом российского газа, не очень понятно. Но, возможно, данный топ-менеджер компании "Нафтогаз" (Витренко) просто решил кратко изложить свою позицию, а вот в ходе переговоров он подробно и ясно все распишет", – констатировал эксперт.
По мнению специалиста, прогнозы делать еще рано, нужно дождаться апелляции 27 ноября, которая если и не поставит точку, то внесет некую ясность в перспективы оспорить в юридическом поле долг "Газпрома".
"Пока что предложение "Нафтогаза" вызывает сдержанный оптимизм, но не исключает дальнейшего обострения отношений", – резюмировал Александр Фролов.
Ранее исполнительный директор украинской компании "Нафтогаз" Юрий Витренко в ответе на предложения "Газпрома" по транзиту заявил, что Украина может заключить договор на один год, но условия должны "соответствовать европейским правилам".
"Газпром" должен заплатить "Нафтогазу" примерно три миллиарда долларов. Нас устраивают денежные средства, но, если "Газпром" хочет оплатить этот долг поставками газа, мы готовы рассмотреть такое предложение", – цитирует Витренко РИА Новости.