"Газу физически идти некуда". Когда "Северный поток–2" поставит точку в строительстве

Укладка газопровода «Северный поток ‑ 2» судном  Solitaire

Эксперт в области энергетики рассказал, как будет работать "Северный поток–2", и сколько реально потеряет газотранспортная система (ГТС) Украины.

Расчеты Национального банка Украины (НБУ) о потерях украинской экономики из-за сокращения транзита российского газа не могут быть объективны, потому что просчитать реальные объемы этого сокращения сейчас очень сложно, заявил главный редактор портала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич.

"Даже в том случае, если со строительством "Северного потока–2" удастся попасть в сроки, которые были запланированы до конца 2019 года, это не означает, что сразу начнется поставка этого газа в Европу до того момента, пока не будет завершено строительство всех сухопутных продолжений", – рассказал Марцинкевич в беседе с Baltnews.

Эксперт напомнил, что конечная точка "Северного потока–2" – это газовый хаб в Баумгартене и для того, чтобы газ туда попал, необходимо достроить три сухопутных участка – от побережья Германии до границы с Чехией, по территории самой Чехии, и дальше газопровод должен повернуться и уйти на юг.

"По данным, которые дает компания, ведущая строительство, на полную мощность этот газопровод выйдет в конце 2020 года. С учетом времени, которое требуется, чтобы технически проверить, как работают все эти три газопровода в связке с поставками из Москвы, реально вся эта новая газовая магистраль будет работать где-то в середине 2021 года в лучшем случае", – объяснил Марцинкевич.

Соответственно, отметил энергетик, в 2020 году поставки на Украину нужно будет продолжать.

"Сколько именно потребуется в 2020 году от ГТС Украины сказать достаточно сложно, потому что из новых магистралей реально начнет работать только одна нитка "Турецкого потока" – это 15,75 млрд кубометров газа в год. Поэтому реальное уменьшение объема, которое сейчас видно арифметически это 16 млрд кубометров. В 2018 году через ГТС Украины прошло порядка 86 млрд кубометров – минусуем, и выходит цифра 70 (миллиардов кубометров газа, которые остаются украинской ГТС)", – рассказал Борис Марцинкевич.

По его мнению, нужно учитывать техническое состояние ГТС Украины, потому что в случае, когда нет транзита, для того, чтобы обеспечивать потребителей газом, необходимо перенастраивать работу ГТС – она должна начать работать не с востока на запад, а с запада на восток.

"С учетом того, что последний технический аудит ГТС Украины состоялся в 2015 году, в каком состоянии эта ГТС находится в конце 2019 года, технически корректно никто ответ дать не может", – подчеркнул эксперт.

Энергетик объяснил, что для того, чтобы ГТС заработала по обратной схеме, на западной границе должны быть поставлены какие-то заглушки, и этот отопительный сезон Украина должна жить на те запасы газа, которые находятся в ее подземных хранилищах.

"Если бы они действительно к этому готовились, техническая проверка ГТС была бы проведена летом, когда это не так опасно. Если во время отопительного сезона что-то пойдет не так, то какие будут потери – ноль шесть, просто шесть, шестьдесят шесть (процентов) – как об этом можно говорить, если технически это никто не проверял?" – отметил Марцинкевич.

Газовый аналитик привел в пример Европу, где при снижении температуры в жилищах ведется статистика увеличения количества смертей с понижением температуры на каждый градус.

"Это не говорит о том, что люди умирают прямо на улицах, просто у них появляются новые болезни, активизируются старые. В относительно благополучной Англии за 2016–2017 годы таких смертей зафиксировано 13 тысяч, понижение температуры там составило всего два-три градуса. Учитываются ли человеческие жизни в статистике НБУ, я, например, не знаю. По какой они методике считают, совершенно непонятно", – констатировал Марцинкевич.

По мнению собеседника Baltnews, предложение "Газпрома" и российского правительства продлить контракт на следующий год выгодно всем, потому что Украина не успевает с выполнением европейских правил, а России этот год необходим для того, чтобы спокойно закончить работу по новым трубопроводам.

"Испытывать оптимизм по поводу того, что "Северный поток–2" удастся достроить вовремя, конечно, можно, потому что это определенные обязательства, которые "Газпром" на себя взял и выполнил. Но 1 января газу физически идти некуда, потому что Eugal не готов и нам придется ждать. Все, что от нее зависело, Россия сделала, остальное зависит от европейских партнеров – с какой скоростью они будут работать", – резюмировал Борис Марцинкевич.

Ранее Нацбанк Украины опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил, что экономика Украины из-за сокращения транзита российского газа потеряет 0,6 процента ВВП в 2020 году и 0,9 процента ВВП в 2021 году.

Ссылки по теме