Энергетический кризис накрыл Европу и Америку еще в середине 2021 года. Именно год назад цены на энергоресурсы начали стремительно расти в цене. В 2022 году, после начала спецоперации России на Украине, стоимость углеводородов стала бить новые рекорды.
Этот кризис затронул не только страны ЕС, но и США, у которых собственная добыча нефти и газа находится на достаточно высоком уровне. Сегодня Америке угрожает дефицит электроэнергии. Причем ситуация настолько серьезная, что президент Джо Байден уже объявил режим чрезвычайной ситуации. Он объяснил нехватку электричества сбоями на энергетических рынках, которые вызваны действиями России на Украине, а также экстремальными погодными условиями.
Однако мало назначить виновного, нужно еще и продумать стратегию выхода из кризиса. При этом идей о том, как обеспечить страну необходимым электричеством, а также стабилизировать цены на топливо, у Белого дома, кажется, нет.
Энергоснабжение под угрозой
На сайте Белого дома опубликовали заявление президента об угрозе дефицита мощностей по производству необходимых объемов электроэнергии. Отмечается, что сетевым операторам и коммунальным предприятиям следует уже сейчас заняться строительством новых мощностей, чтобы удовлетворить ожидаемый спрос. Также Байден указал, что одним из самых перспективных источников электрогенерации в США является солнечная энергия.
Сразу возникает два вопроса. Первый – с каких пор солнечные панели являются перспективным источником энергии? Второй – не слишком ли поздно в США начали думать об удовлетворении ажиотажного спроса?
В нынешнем кризисе Байден винит изменение климата, из-за которого в США прогнозируется аномальная жара и засуха, поэтому и делает ставку на возобновляемые источники энергии. Таким образом, президент продолжает свой курс на развитие "зеленой" энергетики, с которым он пришел к власти. По сути, весь 2021 год в США перенаправляли инвестиции на развитие ВИЭ. Именно поэтому энергетический кризис Америка встретила с подорванной нефтегазовой отраслью. И сейчас вместо того чтобы как-то исправлять ситуацию, Байден снова делает ставку на солнечные панели.
Наглядным примером такой политики стал блэкаут в Техасе в 2021 году, где закрыли большую часть угольных электростанций. В этом штате более 60% домохозяйств отапливаются за счет электричества и лишь 40% – за счет газа. Во время экстремальных температур энергосеть, по которой электричество поставлялось не только от солнечных панелей, но и от ветрогенераторов, просто не справилась с нагрузкой и миллионы людей остались без воды, электричества и тепла. Компенсировать недостаток "чистой" энергии за счет угля было уже невозможно.
Вскоре такой блэкаут может повториться, в том числе и в Техасе. Уже на текущей неделе в штате ожидается аномальная жара и в США готовятся к массовым отключениям. Конечно, за последний год Техас нарастил мощности ветряков и солнечных панелей на 91 392 МВт, но проблема в том, что в обычный день один МВт такой энергии может обеспечить электричеством 1000 домов, а во время аномальной жары – только 200.
К тому же, даже если у Совета по электрической надежности Техаса (ERCOT) хватит ресурсов для обеспечения штата энергией, линии электропередач могут просто не выдержать такой нагрузки. К этому добавляется и высокая цена. В мае и без того немалая стоимость для потребителей (в среднем 60 долл. за МВт*ч) в определенные моменты поднималась до 4 тысяч долл. за МВт*ч.
В таких условиях объявление режима ЧС, безусловно, необходимо. Вот только быстро решить эти проблемы не получится. И уж тем более не за счет строительства новых солнечных панелей, которые, по сути, и стали причиной блэкаута.
Говоря о переходе на ВИЭ, США наступают на те же грабли, что и Евросоюз год назад. Отказ от традиционных энергоносителей приведет к следующему кризису – либо газовому, либо топливному, отметил в беседе с Baltnews замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО специалист в области топливно-энергетического комплекса Игбал Гулиев.
"В США стоимость бензина за последний год уже поднялась более чем в два раза. Но на этом фоне, в условиях кризиса внутри страны Байден заявляет о необходимости обеспечения Европы американским СПГ. Президент делает вещи, которые противоречат друг другу. Он поощряет нефтегазовые компании продавать углеводороды в ЕС, но при этом не обеспечивает им должных условий для модернизации своей инфраструктуры", – сказал эксперт.
Российская нефть – спасательный круг для США
Нехватка электричества – это всего лишь одна из составляющих энергетического кризиса, который накрыл США. Не менее важен и дефицит топлива, а также рекордные цены на бензин и дизель. 6 июня его стоимость вновь обновила рекорд, достигнув 1,3 долл. за литр. При этом серьезно увеличить производство бензина и дизеля в Америке не могут.
Мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в этой стране находятся на предельно низких отметках. С 2020 года в этой стране навсегда закрылись несколько НПЗ общей мощностью в 1 млн баррелей в сутки (б/с). В итоге уже 2021 году в США перерабатывали около 18 млн б/с, что стало самым низким показателем с 2015 года. При этом спрос сохраняется, несмотря на высокие цены, и местные НПЗ уже не могут его удовлетворить.
ExxonMobil, Valero и Marathon Petroleum уже заявили о планируемом расширении мощностей на трех заводах, которое позволит увеличить объем нефтепереработки на 350 тыс. б/с. Но при этом, как сообщают в Oil Price, вскоре в Хьюстоне закроется крупный НПЗ LyondellBasell мощностью 268 тыс. б/с. В итоге даже расширение мощностей нефтепереработки в этом году общую ситуацию не исправит.
Также стоит учитывать, что на стоимость бензина влияют и цены на сырую нефть, которые продолжают расти. По состоянию на 8 июня августовские фьючерсы на марку Brent торгуются на отметке в 122 долл. за баррель. На этом фоне глава американского Минфина Джанет Йеллен даже заговорила о том, что эмбарго на нефть из России все же не соответствует интересам США.
"Мы хотим, чтобы российская нефть продолжала поступать на мировые рынки с целью сдерживания роста глобальных цен на нефть и избежания скачка, который способен спровоцировать мировую рецессию", – заявила она на слушаниях в конгрессе.
При этом Йеллен предложила очень интересную, но нереализуемую схему – пустить "черное золото" из РФ на рынки, но ограничить нефтяные доходы Москвы. Как США собираются добиваться этих целей? Неизвестно.
Как рассказал замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, возможно, США создадут механизм пошлин именно для российской нефти или установят предельную цену. Но и то, и другое плохо согласуется с правилами ВТО. Для реализации такого плана нужны чрезвычайные механизмы. Такие идеи обсуждаются и в ЕС, но никакого решения нет, поскольку это труднореализуемо.
"Чтобы это сработало, нужно, чтобы все страны соблюдали такие меры, но это невозможно. Ранее США пугали всех тем, что вводят вторичные санкции. Но в данном случае речь идет даже не о санкциях, а об отдельном механизме нерыночного ценообразования. Распространить его на весь мир будет сложно.
Если США начнут покупать российскую нефть по низкой цене, то и остальные страны будут требовать снижения стоимости "черного золота" из РФ до того же уровня. Особенно непонятно, как это сделать в условиях, когда страны активно борются за тяжелые сорта нефти, в первую очередь, российскую Urals.
Механизм с точки зрения практического подхода не проработан ни в США, ни в ЕС. Это все на уровне рассуждений. Сложность заключается в том, чтобы найти ценовой баланс, учитывая волатильность. Сегодня российская нефть продается в среднем по 80-85 долларов за баррель при рыночной цене в 122 доллара и находит много покупателей. Через полгода, когда заработает эмбарго, существует риск, что РФ не сможет продать те же объемы и придется предоставлять покупателям еще больший дисконт. Это неприятно для России, но все же позволяет с большой маржой продавать нефть в разных регионах мира", – отметил эксперт.
Алексей Белогорьев считает, что единственный путь, который позволит США реализовать свой план – это сбить цены на "черное золото" во всем мире. Тогда РФ действительно понесет серьезные потери. Для этого США придется договориться с Саудовской Аравией или снять санкции с Ирана. Байден уже готовится к встрече с принцем Аль Саудом (на которую возлагается не так много надежд). По Ирану договоренности оттягиваются до осени, то есть до выборов в США. Подобная сделка может дать положительный эффект, если удастся снизить цены на нефть, но одновременно обеспечит почву для критики демократов.
"В любом случае, механизм о котором говорили в США, предполагает попытку снизить мировые цены на нефть, поскольку российские компании не станут просто так поставлять в Америку "черное золото" по сниженной стоимости. Возможно, если у РФ появится какой-то остаток нефти, который невозможно будет пристроить на азиатском или латиноамериканском рынке, тогда его могут продать в США по низкой цене", – резюмировал специалист в сфере энергетики.
Однако даже при самых благоприятных условиях, если России действительно будет проще отдать остатки нефти по низкой цене, такие сделки будут носить эпизодический характер. Заставить Москву продавать "черное золото" по нужной для США стоимости не получится. Придется задействовать механизмы для снижения цен на мировом рынке. Но сделать это последние полтора года у Белого дома не получается.
В итоге Америка уже погрязла в топливном кризисе, из которого нет реальных путей выхода – только мечты о принуждении России к распродаже своей нефти. А теперь надвигается еще и энергетический коллапс, который может оставить американцев не только без личного автотранспорта, но и без света в их домах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.