"Подданство" важнее денег: Литва решила ссориться с Китаем из-за США

Шанхай
© Sputnik / Илья Питалев

Лейла Акбашева

Новое литовское руководство готово дать бой так называемой группе европейских фанатов Китая, которые подталкивают ЕС к максимальному сближению с коммунистическим Пекином.

Бывший министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис вдруг стал ведущим в стране противником Китайской Народной Республики. Он обеспокоен заявлениями "группы фанатов" КНР, которые окопались в Европейском парламенте и в высоких чиновничьих кабинетах ЕС. Оттуда звучат призывы "открыть европейские двери для китайских инвестиций и товаров".

Заправилами новых настроений выступают Германия и Франция. Вот как объясняет небывалый интерес Берлина и Парижа к Пекину экс-глава внешнеполитического ведомства:

"Немецкий экспорт в КНР в 2019 году равнялся, по данным информационной базы UN COMTRADE, 108,32 млрд долларов. Львиную долю занимала продажа транспортных средств, механического и электронного оборудования, информационных технологий, текстиля, продуктов химической промышленности. Французы продали Пекину товаров и услуг на 23,44 млрд долларов. В двусторонней торговле доминировали сделки по транспортным средствам и механическому оборудованию". 

Ему очевидно: литовские дипломаты, четыре года работавшие под началом главы МИД Линаса Линкявичюса, проморгали формирование европейско-китайского тренда. В правительстве Саулюса Сквернялиса вообще никогда не думали над ним серьезно.

В итоге страна как один из членов Евросоюза оказалась поставленной перед фактом: договор об инвестициях CAI: EU-China Comprehensive Agreement on Investment, – который с 2013 года совместно готовили руководители Евросоюза и Китайской Народной Республики, – подписан без учета интересов Литвы.

Китаефоб вздохнул с некоторым облегчением только в тот день, когда пресс-служба премьер-министра Ингриды Шимоните сообщила: правительство "приняло ряд решений и рекомендаций, которые помогут выдержать давление со стороны "фанатов КНР".

Однако реплика Ажубалиса "Все нужно делать своевременно" подсказывает – поезд ушел, и экс-министр понимает это лучше других.

Тайные игры президента и МИД

Почти никто в Литве не обратил внимания на коротенькую информацию о консультациях президента Гитанаса Науседы с хозяином Министерства иностранных дел Габриэлюсом Ландсбергисом. Речь в рабочей резиденции главы государства шла об "актуальнейших вопросах внешней политики".

В том числе "о договоре между ЕС и КНР по инвестициям". Берлин в ранге председателя Совета Европы стремился подписать документ до конца 2020 года, и это ему удалось.

Науседа считает, что усилия на китайском направлении Евросоюз должен координировать с США сквозь призму взглядов Америки, главного трансатлантического партнера Вильнюса.

То есть глава литовского государства открыто играет за Вашингтон, противопоставляя его интересы интересам Берлина, Парижа и других первостепенных европейских столиц. Добром для Литвы такие подставы не закончатся.

Разборки между моськой и слоном

После встречи во дворце на вильнюсской площади Дауканто Габриэлюс Ландсбергис дал большое интервью, значительную часть которого занимало именно отношение Вильнюса к Пекину.

Для лучшего понимания следует вспомнить, что связи между "моськой" и "слоном" резко ухудшились в 2013 году, когда президент Даля Грибаускайте встретилась в Вильнюсе с духовным лидером тибетского буддизма Далай-ламой.

Президент Литвы Даля Грибаускайте и Его Святейшество Далай-лама XIV на встрече, 11 сентября 2013 года
AFP PHOTO / Press Service of the President of Lithuania
Президент Литвы Даля Грибаускайте и Его Святейшество Далай-лама XIV на встрече, 11 сентября 2013 года

Демаршем в Пекине возмутились, но в Вильнюсе сделали вид, что не заметили неудовольствия огромного государства.

Противостояние продолжается. Сформированная осенью 2020 года правящая коалиция твердо следует в фарватере взглядов Грибаускайте, хотя и говорит, что "страна заинтересована в развитии торгово-экономических связей с КНР".

Но уже в них не заинтересован Китай. До 2013 года КНР смотрела на Литву с ее исключительно выгодным географическим положением и портом на Балтике, как на одну из ветвей "Нового Шелкового пути". Вильнюс своими руками спилил сук, на котором мог сидеть десятилетия вперед, подсчитывая барыши от транзита китайских товаров.

Как объясняет такой геостратегически провал Ландсбергис-младший? Достаточно примитивно и в расчете на, извините, совершенных "лохов":

"Мощь Китая растет, и нужно смотреть, как эта мощь используется, какой месседж она нам несет – выгоду от сотрудничества, взаимовыгодной дружбы и поощрения добрых отношений или же какую-нибудь угрозу? Наши партнеры, особенно США, очень четко предупредили мир, что растущая мощь представляет угрозу и в аспекте национальной безопасности через кибернетические вопросы, и через торговые рычаги. Этого нельзя не слышать".

Допустим, за океаном правы, но делать-то что? Нельзя же остаться на обочине общеевропейского "движения в Поднебесную". Оказывается, к президенту глава МИД шел с уже со сверстанным планом.

Во-первых, руководство Литвы в течение четырех ближайших лет должно задаться четкой целью, которую я (автор Лейла Акбашева – прим. Baltnews) назвала бы стратегией-диверсификацией.

Как уточняет глава МИД, "связи с Китаем в будущем могут начать закручивать нам определенные гайки, в силу чего мы можем чувствовать себя неуютно. Поэтому нужно искать в Азии новые контакты, новые связи, новые рынки, с которых Литва могла бы привозить необходимые нам товары, на которые могла бы экспортировать то, что для литовцев важно".

Идея отличная. Только ждут ли Вильнюс в Японии, Южной Корее, в Сингапуре? Тамошний мир живет по совсем иным экономическим правилам и не ставит политику впереди экономики, в отличие от мыслителей уровня главы МИД Литвы.

Во-вторых, он предлагает борьбу за инвестиции Китая, но с определенными красными линиями.

Например, приход КНР в морской порт Клайпеды, без которого Литва ей неинтересна, – это вопрос национальной безопасности, и лучше бы Пекин даже не смотрел в сторону этих литовских ворот. С другой стороны, будет нехорошо, если китайцы оккупируют, к примеру, порты Латвии или Таллин.

Как не допустить дезинтеграции, достичь консенсуса, если "Литва должна оставаться в ответственном ядре, выступающем за интеграцию и общее взаимодействие?".

На взгляд автора статьи, внешнеполитическое ведомство должно четко отвечать на вызовы. Тем более, если страна является проевропейским государством, выступающим за общий проект. Это фундаментальная установка литовского руководства гарантирует стране не только экономическую, но и национальную безопасность.

Однако на деле на китайском направлении Литва идет не в колонне естественных партнеров по континенту, а в паре с трансатлантическим союзником, чьи интересы ставит выше общих интересов ЕС.

Это видно невооруженным глазом, но глава МИД Габриэлюс Ландсбергис тему не заострил. В угоду Вашингтону официальный Вильнюс даже не думает искать собственную выгоду, которая, конечно же, имеется, когда речь идет о широкомасштабном сотрудничестве с такой экономической махиной, как Китайская Народная Республика.

Вот вам ответ на вопрос, с чего вдруг Литва ссорится с Китаем. Ссорится, потому что хочет в глазах Белого дома выглядеть большим и более надежным союзником, чем страны Европейского союза.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме