Евреи Литвы, число которых составляет около 3-5 тысяч человек, вновь оказались под давлением, прочувствовав на себе весь "патриотический шквал" обвинений, комментариев, требований предать Ремигиюса Шимашюса суду со стороны "защитников Отечества".
Многочисленные комментаторы, общественные деятели и "правильные" историки в лице, например, депутатов Сейма Арвидаса Анушаускаса и Арунаса Гумуляускаса вновь громко заявляли, что Норейка – герой борьбы за независимость, сражавшийся против "красных оккупантов", а сообщения о его участии в Холокосте и потворстве организации массовых убийств евреев, равно как и его антисемитизм, – эдакий фейк, не имеющий отношения к действительности.
Очевидно, что упомянутые господа, прочитав этот материал, вновь заговорят о "кремлевской пропаганде" и о том, что мэр Шимашюс, как и руководство Еврейской общины Литвы (ЕОЛ) во главе с Фаиной Куклянски, которую уже обвинили в работе на Москву, сделали настоящий подарок русским, а разговоры об угрозе – ложь.
Однако, стоит вспомнить, что в связи с последними событиями ЕОЛ пришлось объявить о закрытии вильнюсской синагоги и головного офиса. Основная причина – многочисленные угрозы, поступившие на почту общины. Об этом, кстати, написала вся мировая пресса – Washington Post, Figaro, Politico, не говоря уже о череде ведущих израильских изданий, обратив внимание на рост антисемитизма и проблемы, с которыми столкнулась Литва.
Защитники свободы и демократии – литовские консерваторы, то есть члены оппозиционной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) больше других отличились во всей этой истории, продемонстрировав свои "лучшие" стороны. Среди них в защите "героя" Норейки особенно проявили себя депутаты Габриэлюс Ландсбергис (лидер партии), Лауринас Касчюнас, Арвидас Анушаускас, Аудронюс Ажубалис, Раса Юкнявичене, даже бывший премьер Андрюс Кубилюс и "патриарх консерваторов" Витаутас Ландсбергис – первый фактический руководитель независимой Литвы.
Апогеем же всей этой кампании стал митинг в центре Вильнюса, где около 200 человек требовали вернуть табличку Норейки на место. Также они отстаивали "героизм" другого борца за независимость – Казиса Шкирпы, которого справедливо можно назвать главным идеологом литовского нацизма. Идеи о нем Шкирпа почерпнул непосредственно находясь в окружении Адольфа Гитлера на службе в Германии.
Иными словами, ситуация представляется крайне плачевной и крайне серьезной. На протяжении последних девяти лет в Литве не был слышен голос ни крайне правых, ни тем более радикальных националистов и неонацистов. Последние лишь изредка, как правило, 11 марта – во время празднования Дня восстановления независимости Литовского государства – напоминают о своем существовании в ходе шествий по улицам Каунаса или Вильнюса, но культурные люди давно перестали обращать на это какое либо внимание. Тем более, что и радикальные лозунги, кричалки и речевки канули в небытие. Сейчас же все повторилось вновь. В частности, на митинге в Вильнюсе собравшиеся вышли держа плакат с лозунгом "Остановим вандализм юдофилов".
И тем не менее, несмотря на разыгравшийся ультранационалистический бум, в стране нашлись и другие представители правых – адекватных правых – открыто высказавших то, что они думают о Норейке, фашизме XXI века и тех, кто активно насаждает эти идеи.
Поговорим о современном фашизме
Жестче всех по этому вопросу высказался член СО-ХДЛ, историк, журналист и публицист Бернардас Гайлюс. По его словам, Литва рьяно борется с советским наследием, активно говорит о преступлениях коммунистов, но, оказывается, когда речь заходит о немецкой оккупации и оценках нацистской идеологии, то тут все иначе. Норейку и Шкирпу он называет фашистами, резко осуждая их поклонников и защитников.
"Оказавшиеся в центре общественного внимания Казис Шкирпа и Йонас Норейка важны, прежде всего, из-за того, что они были фашистами, – пишет он в своей авторской статье, говоря о том, что, как ни странно, новое поколение "прогрессивных литовцев" симпатизирует этим деятелям. – Оттолкнувшись от их примера нужно говорить о реальной проблеме обществе – о фашизме. Можем надеяться, что, как и в межвоенные годы, фашисты будут представлять из себя маргинальное течение в литовской политике. Но они уже здесь – мы не можем это игнорировать, поэтому не следует сталкивать эту тему с другими", – смело рассуждает Гайлюс.
После этого, само собой разумеется, на Бернардаса Гайлюса обрушился шквал критики со стороны правых, однопартийцев, "правильных политологов" и формовщиков общественного мнения. При этом руководство СО-ХДЛ молчит, но говорить о том, что оно не заметило эту публикацию, вызвавшую столь большой ажиотаж, точно нельзя.
В свою очередь, литовский юрист, известный спичрайтер, специалист по связям с общественностью Лютаурас Улявичюс, который преподает эту же дисциплину в ведущих литовских вузах, в частности – в Вильнюсском университете, в своей авторской статье пишет о том, что современное литовское государство делает все для того, чтобы за партизанами прочно закрепилось звание – убийц евреев, участвовавших в Холокосте. Нежелание исследовать эту проблему, назвать имена виновных и открыто говорить об этой национальной трагедии провоцирует еще большие проблемы.
"Скоро мы отметим 78-ю годовщину убийств, однако независимая демократическая республика не нашла ресурсов и воли для того, чтобы начать исследовать, назвать имена убийц и предать суду убийц своих граждан. Вместо этого повинных в Холокосте сразу или же заочно осудил Советский Союз. Своими методами, своими инструментами, своей справедливостью, – пишет Улявичюс, говоря о том, что Литва получила независимость 30 лет назад, а желания разобраться все равно нет.
Лютаурас Улявичюс задается открытым вопросом, провоцируя защитников Норейки, Шкирпы и других поклонников фашизма, о которых говорил Бернардас Гайлюс:
"Не продолжаем ли мы сами своим бездействием оказывать содействие организации других преступлений Холокоста? Хуже всего то, что такое положение больше всего вредит нашему самоуважению перед лицом наших убитых сограждан – кстати, далеко не только одних евреев".
Также Улявичюс говорит о том, что "сокрытие исполнителей отрицающих всякую человечность преступлений" в конечном итоге лишь подтверждает критику в адрес "антисоветского партизанского движения", поскольку непонятно, кто из "партизан" действительно "являлся героем", а кто просто "замарал себя в крови соседей".
Позиция еврейской общины
Представители еврейского сообщества Литвы, разумеется, не ведут никаких дискуссий о деятельности Норейки и уж тем более о Шкирпе. Несмотря на то, что позиция еврейских общин предельно ясна, напомнить о ней в очередной раз не повредит. Накануне в главной русской газете-еженедельнике Литвы "Экспресс-Неделя" вышло интервью с главой еврейской общины Шяуляуского округа Саней Кербелисом. Последний так ответил на вопрос о том, кем для него является Йонас Норейка.
"Мой ответ однозначен – это человек, пославший евреев в гетто в Жагаре, то есть он отправил их на верную смерть. Даже если у него в какой-то отдельный временной промежуток и были заслуги перед Литвой, за независимость которой он, как принято считать, даже не то, что боролся, а правильнее было бы сказать – сопротивлялся и Советам, и немцам, – это не дает нам никакого права называть его героем", – сказал Кербелис.
По его словам, если отдельные политики и государство "в целом продолжат отстаивать его "героизм", то справедливо задать прямой вопрос – готовы ли власти признать, что избавление от евреев – это неотъемлемая часть борьбы за независимость Литвы?".
"Если готовы, тогда вопросов больше не будет. В конце концов, давайте называть вещи своими именами и разберемся с терминами. Для того, чтобы быть участником Холокоста, то есть массового истребления, совсем необязательно быть убийцей, который жмет на спусковой крючок или забивает людей другим оружием. Тот, кто создавал условия для этих убийств, тот, кто не препятствовал этим злодеяниям несет не меньшую, а порой еще большую ответственность… Норейка как раз из них", – подчеркнул Кербелис.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.