Из резиденции главы Литовского государства сообщили, что лидеры двух соседних стран беседовали об энергетической независимости и транспортной инфраструктуре, о будущем Восточного партнерства и повестке дня Европейского союза. Также состоялись встречи Науседы с председателем парламента Польши Мареком Кучинским, председателем Сената Станиславом Карчевским, премьер-министром Матеушем Моравецким и Ярославом Качинским.
Сам литовский президент уже заявил для прессы, что "Литва и Польша остаются не только ближайшими соседями, но и тесно связанными между собой союзниками, которые прекрасно понимают поставленные задачи и вместе стараются упрочить будущее нашего континента, обеспечить безопасность и свободу как своего региона, так и всей Европы".
В литовской повестке двусторонних встреч нет ничего такого, чего не было бы в минувшие три года. Поэтому можно смело утверждать, что главная цель визита Науседы – личное знакомство с руководством соседней страны, от настроений и расположения которой независимость Литвы во всех ее проявлениях и военная безопасность зависят не менее чем на 75%.
Поэтому уже не менее недели звучат советы главе государства, как вести себя в гостях. Главных два – не прогибаться под Варшаву и ничего не обещать полякам, даже несмотря на стратегическую важность хороших двусторонних отношений. Советчики подчеркивают, что литовские президенты, премьеры, главы МИД и спикеры беспочвенные обещания давали направо и налево, затем о них забывали, не исполняли, а Варшава без особого шума ставила минусы в историю своих отношений с Вильнюсом.
"Мы ничего не должны Польше", – жестко накануне отъезда Науседы заявил экс-глава МИД Аудронюс Ажубалис, которого польские политические круги держат за ярого националиста и полонофоба. "Задача Науседы – твердо отстаивать интересы Литвы", – так звучит тренд дня. В частности, такое пожелание обнародовали консерваторы из партии "Союз Отечества" – Христианские демократы Литвы депутаты Сейма Паулюс Саударгас и Лауринас Касчюнас. Первый даже назвал Польшу "окном в энергетическую независимость и стратегическую инфраструктурную интеграцию в западный мир, опорой для торможения имперских амбиций России". И в некотором смысле был прав.
Но раз уж речь зашла о Москве, большом восточном соседе Варшавы и Вильнюса, мы (автор Игорь Черников – прим. Baltnews) решили поинтересоваться у российских экспертов, в каком ключе могут развиваться отношения между Польшей и Литвой в новых условиях. Собеседник – политолог Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств.
– Г-н Мартынов, как вы оцениваете сегодня политику Польши и Литвы?
– И Польша, и Литва – это типичные представители той группы стран, в которых власть узурпировали русофобы. Даже беглого анализа достаточно, чтобы заявить – неконструктивная политика [бывшего] президента [Дали] Грибаускайте на восточном направлении скорее будет продолжена новым президентом Литвы, чем видоизменится.
У таких стран-членов НАТО есть блочные задачи, которые сегодня формулируются, как задачи по уничтожению России как государства. Следовательно, в этом смысле позиции Варшавы и Вильнюса совпадают.
Другое дело, личные отношения между этими соседними странами. По инициативе Грибаускайте контакты много лет были заморожены. Оттепель наступила в конце 2017 – начале 2018 годов. Но реликты многолетней "холодной войны" будут напоминать о себе еще много лет.
– Что вы имеете в виду?
– Менталитет и амбиции в первую очередь. Ментальная особенность поляков давно отлично обрисована: они влюбляются в дураков, как глупая женщина. (…) Ни в коем разе не хочу обидеть граждан этой страны, а всего лишь цитирую сказанное до меня. При этом в уме всегда нужно держать блестящую характеристику Польши, которую в свое время ей дал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, сравнив страну с не очень привлекательным животным. Черчилль на десятилетия вперед попал в точку.
Сегодня мы наблюдаем пошаговое скатывание Варшавы к пещерному национализму и нацизму. Переписывание собственной истории, антисемитизм и русофобия проявляются фактически ежедневно и повсеместно. С точки зрения официального Вильнюса, которому втайне импонирует такая политика, панель для сотрудничества существует.
– Какими из окон вашего кабинета видятся интересы Литвы в Польше и интересы Польши в Литве?
– Отвечу так: если события в двух странах и дальше будут развиваться так, как они развиваются, то поляки в отношении литовцев будут делать, что хотят. В итоге Vilnius через некоторое время может вновь стать польским Wilno. А почему нет? Тренд "Литва – страна НАТО" для Варшавы не имеет ровно никакого значения.
– Маршал Польши Юзеф Пилсудский говорил главе МИД полковнику Юзефу Беку: "Вы без меня в войну не ввязывайтесь, вы без меня войну проиграете". Наказ Маршала забыт?
– Во-первых, сегодняшние руководители Польши, включая серого кардинала Ярослава Качинского, не заморачиваются над собственной историей. Возможно, даже не знают ее. Все, что требовалось, Варшава, как и Вильнюс, из истории уже выписали – необходимые для сегодняшнего дня лозунги, идеологемы, примеры. "Россия – оккупант" – один из них.
Во-вторых, маловероятно, что они вообще что-то слышали о политическом завещании Пилсудского.
В-третьих, Варшава и Вильнюс по уши влюблены в старшего американского брата, который даст бейсбольной битой любому в случае надобности. При этом факт, что США всегда во главу угла ставят свой интерес, а союзники, другие народы, чужие страны или политические силы Штатам нужны постольку-поскольку, совершенно не учитывается ни в одном из столиц двух соседних государств. Сегодня интерес Вашингтона в регионе заключается в том, чтобы польско-литовский шакал подлаивал на Германию, Францию и остальную Европу, поддерживал Украину и Кавказ, говорил о территориальных претензиях и агрессивной России.
Она как бы не замечает новых трендов, как бы не реагирует на местечковые делишки соседей, но понятно, что Москва неравнодушна. Ведь ситуация в регионе вступает в противоречия с представлениями Кремля о постсоветском пространстве и о том, как должна выглядеть Восточная Европа в целом.
– Поговаривают, что вопрос о новом разделе Европы, подобном разделу Речи Посполитой в 1795 году, уже просится на повестку дня…
– В среднесрочной перспективе передел вполне возможен. Как континент поделится? На Восточную и Западную, как по итогам Второй мировой войны, или на Юго-Восточную и Северо-Западную, как мы это фактически видим сегодня? Трудно ответить, но вопрос хороший. Также очевидно, что новую географию предстоит чертить не лидерам двух противостоящих лагерей, как в середине ХХ века, а всем странам в условиях многополярного мира, соревнование за который выиграла Россия.
– Останутся ли Польша и Литва в тех границах, в которых они существуют сегодня?
– Это очень хороший, но большой вопрос. Я бы лишь его чуть подправил: останутся ли вообще на карте Польша и Литва? В нашем институте создана электоральная карта по итогам последних польских выборов. Она практически четко повторяет "линию Керзона". Погрешность – до одного километра. Это означает, что с точки зрения политической антропологии в Восточной Европе за минувшие сто лет ничего не изменилось. Вроцлав был и остается Бреслау, Белосток был и остается городом Российской империи, Мемель – не литовский, как и Вильнюс. Львов и Луцк – тоже не украинские.
Что касается Литвы, на нее можно смотреть по-разному, но продаваться Варшаве за тридцать серебряников Вильнюс не готов. Для национально ориентированной литовской персоны проще снова стать российским подданным.
– Что вы бы хотели пожелать полякам и литовцам?
– Не польскому руководству, с которым все понятно, а рядовым полякам-славянам, которые не чужды россиянам и России, я бы порекомендовал не стыдиться совместных страниц обшей истории. Это же рекомендую литовцам. Не желаете любить Россию – не любите. Но стоит помнить, что русофобия – это первый шаг к разорению собственной страны и к нацизму. Антисемитизм – всегда шаг к уничтожению собственного национального достоинства. Так учит история. Взаимоуважительное общение со всеми соседями – путь к процветанию. Лучше, чем жила народная Польша в условиях социалистического лагеря, она никогда жить не будет. Аналогично с Литвой, которая в составе СССР была процветающей индустриальной республикой. Это неоспоримые факты.
Оба народа сегодня унижены, оскорблены и превращены в народы-гастарбайтеры, народы-сантехники из американских анекдотов. Что касается России, как говорит ее президент, "мы открыты к любому общению". И если президенты Польши и Литвы на встрече в Варшаве решат возвратиться к диалогу с Москвой, это будет наилучший результат визита господина Науседы к господину Дуде.