Современные литовские политики на официальных мероприятиях часто говорят, что Литва – демократичная страна, в которой нет места проявлениям ксенофобии, в том числе русофобии и антисемитизма. Однако это не так.
С 1990 года в Литве началось постепенное разжигание нетерпимости к евреям. Почему такие процессы начались именно в это время? Дело в том, что тогда в Литве на самых разных уровнях власти утвердились крайне правые силы. Они начали распространять мифы о том, что Литва якобы освободилась от "страшной оккупации".
Кого же крайне правые начали обвинять в оккупации? Прежде всего, по их версии, это левые силы (особенно коммунисты), русские и евреи. Фактически в 1990–1993 годах началось возведение культа нацистских преступников, тех, которые во время Второй мировой войне на территориях Литвы и Белоруссии участвовали в геноциде евреев и в массовом уничтожении других мирных жителей: коммунистов, комсомольцев, советских активистов, партизан и военнопленных.
В конце войны часть из них также прошли разведывательные и диверсионные школы Абвера, и уже как гитлеровские диверсанты прилетели на немецких самолетах на территорию Литвы с оружием, рациями, деньгами и инструкциями, как надо создавать вооруженные банды. После войны они начали настоящую кровавую бойню, их жертвами стали 25 тысяч мирных жителей Литвы.
В городах Литвы стоят памятники участникам Холокоста, которых сейчас чествуют как героев. Среди них, например, Йонас Норейка-Генерал Ветра, Йонас Жемайтис Витаутас, Повилас Плехавичюс, Антанас Случка-Шарунас, Адольфас Раманаускас-Ванагас. Несмотря на то, что антифашисты постоянно требует демонтировать памятники этим "героям", они все еще стоят.
Кто же "крышует" эти памятники? В первую очередь, это влиятельные группы, представляющие элиту Литва: депутаты-антисемиты во главе с Лауринасом Касчюнасом и такие высокопоставленные чиновники, как заведующий отделом Министерства хозяйства Линас Кадис (в Интернете его знают как блогера Zepellinus).
Проявления литовского антисемитизма
В современной Литве нетерпимость к евреям выражается в виде кампаний по клевете и фальшивых публикаций в СМИ, ярко выраженного антисемитского содержания. Интересно, что под удар попадают видные представители еврейской общины. Например, профессор Довид Кац. Однако достается и простым, активным гражданам Литвы нееврейского происхождения, но выступающим против реабилитации преступников Холокоста. Например, писательница Рута Ванагайте, публицист Евалдас Балчюнас, режиссер Марюс Ивашкявичюс, лидер Социалистического народного фронта Гедрюс Грабаускас.
Помимо черных пиар кампаний, литовские власти не брезгуют прибегать к прямым задержаниям членов еврейской общины и борцов с антисемитизмом. Более того, известны случаи заведения уголовных дел против граждан Израиля, которые во время войны бежали из еврейских гетто и присоединялись к советским партизанам.
Так, в 2007 году прокуратура Литвы завела уголовные дела в отношении историка Ицхака Арада и раввина Йосифа Меламеда. По версии прокуратуры, один из них убил гестаповца, а другой – охранника еврейского гетто. В итоге уголовные дела были закрыты, но сам факт их возбуждения – это циничное издевательство над людьми еврейского происхождения, которые чудом спаслись от смерти.
Обыкновенный антисемитизм
6 сентября 2015 года я стал свидетелем прямого давления правоохранительных органов Литвы. Нас, 4 граждан Литвы, задержала полиция по пути к траурной церемонии памяти жертв Холокоста. В статье Юлии Рец "Обыкновенный антисемитизм или продуманная программа?" представлено мнение задержанного Хаима Баргмана, члена еврейской общины. Он просит всех неравнодушных ознакомиться с этой статьей: "Моя позиция выражена в этой статье, и я прошу всех, кто интересуется этой историей, прочитать эту статью или поделиться с ней".
В этой публикации Баргман рассказывает, как полиция задержала его по пути на траурную церемонию на место захоронения евреев в Укмерге. Этот случай он расценивает как откровенный антисемитизм со стороны местных властей. Вот что он рассказывает:
"Меня зовут Хаим Баргман. Я литовский еврей, живу в Каунасе, в Литве. Каждое первое воскресенье сентября в Литве проводится траурная церемония на месте массового захоронения евреев в Укмерге. На церемонию приезжает как евреи, так и неевреи. Недавно я познакомился с одним человеком из организации "Литва без нацизма". Я сказал активисту этой организации, что было бы хорошо, если бы они выступили на траурной церемонии.
6 сентября утром мы выехали из Каунаса и добрались до Укмерге. При въезде в город нас остановили полицейские. "Двигатель работает как-то странно", – сказал один из полицейских. Затем он увидел, что я и мой товарищ сидим на заднем сидении, не пристегнувшись ремнями безопасности. Обычно в Литве за это полагается штраф. Но нас арестовали и приказали проехать в комиссариат Укмерге. Я попросил полицейского отпустить меня на церемонию, оставив под залог паспорт. "Нет!" – сказал он.
Полицейские все делали очень медленно. Нам всем казалось, что они просто тянут время, чтобы мы не попали на церемонию. Кроме того, мы заметили, что некий человек в штатском дежурит у комиссариата. Возможно, это был человек из органов госбезопасности и именно он был главным режиссером в этой истории. Затем нас заставили встать к стенке и сделали снимки каждого из нас – в фас и профиль. Затем мне вернули паспорт, и я подписал протокол. Спросил: "Я могу идти?". Но офицер сказал: "Вы выйдете, когда получите разрешение". Нас отпустили только тогда, когда церемония уже была окончена. Мы направились к братской еврейской могиле, где почтили память погибших минутой молчания…
Я еврей, ехал на церемонию памяти моих погибших предков. Не пустить меня на такую церемонию – это и есть самый настоящий антисемитизм. Я заявляю, что у нас в Литве полиция нарушает правовые и моральные нормы поведения".
Марш скинхедов
В декабре 2017 года на одной из центральных площадей города Шяуляя состоялась акция местных неонацистов. Их лидер Миндаугас Мурза и его соратники кричали такой лозунг: "Евреи! Вон из Литвы!". В марте 2005 года в зале самоуправления города Шяуляя Мурза зачитал декларацию своего движения, в котором артикулирована явная антисемитская позиция: "Мировое еврейство является самым жестоким врагом европейской расы и всего человечества. Мы намерены учредить "Единую национал-рабочую партию", которая будет бороться с этим. Настало время выбросить мировое еврейство на свалку истории".
В мае 2007 года Мурза и его сторонники провели акцию около посольства России в Литве, где они закидали здание посольства яйцами и кричали: "Русские – вон!" и "Юден Раус!" (Juden Raus! – лозунг марша скинхедов в Вильнюсе в 2008 году, во время которого 200 граждан Литвы призывали избавиться от евреев и русских. Участники марша получили наказание в виде штрафа – прим. Baltnews.lt).
Исторические корни антисемитизма в Литве
Порой приходится слышать, что на протяжении 1926–1940 годов отношение к евреям в Литве было мирным. Однако это не так, и вот примеры.
1-2 августа 1929 года в Каунасе, в одном из районов города Вилиямполе, где проживала большая еврейская община, прошла варварская акция: члены Союза стрелков Литвы прямо на улицах напали и избивали евреев. Местные правоохранительные органы находились неподалеку и все видели. Полиция разбоям не препятствовала. После формальной проверки тех событий в протоколах полиции сохранились записи с такими словами: "жиды", "евреи-коммунисты"…
Но это не все. 11 октября 1939 года колонна граждан из сорока человек пошла от Военного музея до президентуры. Около половины из марширующих были людьми еврейского происхождения. В этой группе был также известный журналист Юстас Палецкис. Когда колонна дошла до президентуры, появились агрессивные стрелки, которые с криками "Бейте евреев!" напали на активистов, некоторых избили. Полицейские не только не мешали такой расправе, но даже арестовали четыре жертвы.
Во время Второй мировой войны на территории Литвы в процентном соотношении было уничтожено больше всего евреев – 95% от всей еврейской общины страны. Сейчас в Литве самый высокий показатель антисемитизма в Европе – 23%. К сожалению, пока что не видно никаких попыток властей изменить эту ситуацию к лучшему. А начать следует с простого – убрать памятники участникам Холокоста в Литве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.