Известна и программа официального визита. В Шанхае состоится встреча глав Литвы и Китая.
"Лидеры стран обсудят двусторонние связи, новые возможности экспорта для литовских производителей на миллиардный рынок Китая. Большое внимание будет уделено вопросам сотрудничества между Китаем и Европейским союзом, изменению климата, глобальной торговле, усилиям международного сообщества, направленным на обеспечение мира и стабильности во всем мире", – пишут ведущие местные издания.
Кроме этого, Грибаускайте примет участие в открытии первой China International Import Expo (CIIE) – Китайской международной импортной выставке, на которой президент Литвы откроет форум "Торговля и инвестиции" и выступит с докладом по вопросам развития финансовых технологий.
"Литовско-китайские торговые отношения развиваются очень успешно. Китай – наш главный торговый партнер в Азии. Объем двусторонней торговли в прошлом году составил миллиард евро, стремительно растет объем литовского экспорта – только лишь за 2017 год он вырос на 50% (но конкретные цифры не указаны – прим. авт.). Наши производители уже доказали, что могут успешно конкурировать на китайском рынке. Там свои позиции закрепили производители лазеров – 12% экспорта нашей лазерной продукции приходится на Китай. Три литовские компании уже открыли в этой стране свои представительства", – с удовлетворением рапортуют спичрайтеры главы государства.
И еще два слова о КНР: первая China International Import Expo на деле доказывает, что Китай, как крупнейший мировой экспортер, открывает свой рынок для продукции из других стран. Кроме прочего, это новые возможности и для экспорта литовских товаров, и для развития предпринимательства в Литве. Не случайно у нее на выставке два павильона, в которых продукцию представят 18 компаний.
У китайцев будет возможность познакомиться с хлебопекарными, молочными продуктами, различными соусами и другими изделиями, текстильной, мебельной промышленностью, одеждой, предметами интерьера и декора. Литва продолжает укреплять свои позиции в качестве центра финансовых технологий в Европе, развивая финтех-стартапы. К слову, литовская делегация предполагает, что в формате визита состоится подписание соглашения между Банком Литвы (Центробанком) и Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая о сотрудничестве в сфере банковского надзора, укрепления связей и развития инноваций в финансовом секторе.
То есть планы солидные и вполне соответствуют статусу визита и составу официальной делегации.
Но мы не об этом попробуем поговорить, а о двойных стандартах, которыми пользуются власти Прибалтики и, в частности, Литвы. В августе и сентябре 2018 года националисты-консерваторы Аудронюс Ажубалис и Лауринас Касчюнас внесли в парламент проект закона о признании Коммунистической партии преступной организацией. Почему в Литве не любят коммунистов, если помнить, что именно боготворимая ею Европа подарила миру идеи классовой борьбы, которые со временем стали главной коммунистической идеей и основным противовесом идеям националистическим и национал-социалистическим? Тем более общеизвестно: нет абсолютно никаких правовых оснований для признания незаконной деятельности политических партий левого толка, начиная с РСДРП, БУНДа, социалистов и заканчивая КПСС и Компартиями других стран.
В 1991 году Литва первой предложила создать международный трибунал и осудить коммунистическую идеологию, как в Нюрнберге осудили национал-социализм. Призыв не поддержало ни одно государство. Именно потому, что нет правовых оснований для судилища, нет законов, на основании которых можно было бы устроить трибунал над Компартией. То есть оба консерватора своими атаками на левых всего лишь отстаивают свои личные националистические взгляды. Не случайно Витаутас Ландсбергис, антикоммунист со стажем, назвал провокацией план Ажубалиса-Касчюнаса и даже заявил, что Кремль манипулирует ими.
Ради экономии времени и места не станем вспоминать все достижения Литвы в те времена, когда у руля республики стояла Компартия. Но о главном следует сказать: Литва в ее нынешних границах – это исключительная заслуга "красных". Полностью отрицая юрисдикцию Литовской ССР, нынешнее руководство отказывается от всех территорий, на которые распространялось законодательство ЛитССР. В том числе – от Wilno и Виленского края, от порта Memel и Memelland, то есть Клайпедского края.
Коммунисты со своей партией для литовской политической верхушки – как красные тряпки для быков. "Сливки" ведут беспощадную борьбу даже с символикой, которая давно запрещена. Недавний пример – наезд на американскую компанию Walmart, которая выбросила на рынок футболки с надписью СССР и другими символами несуществующего государства. Германию и Францию, например, событие не взволновало. Но Вильнюс – это вам не Берлин с Парижем. Он напряг все мышцы и добился-таки исчезновения "пропагандистских" одежек с местного рынка.
Но большие деньги, транши и финансовые выгоды сильно меняют принципы, в том числе – идеологические. Как только появилась перспектива получить хорошие инвестиции из Китая, самой большой коммунистической страны мира, то Литва подумала: почему нет? В том смысле, что коммунисты Литвы и Китая – это разные коммунисты. Общность идей, в том числе – идеи создания справедливого общества, – по мысли литовского господствующего класса, не более, чем досадное совпадение. Факт, что Компартия Китая – правящая и единственная в Поднебесной, официальный Вильнюс не смущает. Диссонан, однако.
Как можно сотрудничать, имея такие серьезнейшие идеологические расхождения? К слову, до президента Грибаускайте в Пекине побывали лидеры Латвии и Эстонии. Рига первой среди прибалтийских столиц поддержала глобальный китайский проект "Один пояс – один путь". И даже договорилась об организации прямого авиасообщения между двумя странами и о поставках латышского меда китайским сладкоежкам. "Мы уважаем китайских коммунистов", – не забыл подчеркнуть гость. Президент Эстонии в Пекине договорилась до того, что Китай – надежный азиатский партнер Таллина, что эстонцы не в восторге от торговой войны Соединенных Штатов со всем миром, и попросила председателя Си Цзиньпина помочь эстам стать непостоянными членами Совбеза ООН.
Знаете, как в странах Балтии принято обращаться к председателю Китайской Народной Республики? Его называют исключительно "президент", что неправильно. Официально должность товарища Си Цзиньпина звучит как "Председатель Китайской Народной Республики, Генеральный Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Китая". Маловероятно, что у Дали Грибаускайте язык повернется произнести эти ужасные слова в адрес самого влиятельного коммуниста мира. Но она может заявить, что КНР – гарант безопасности и стабильности на евро-азиатском континенте, поскольку Китай не позволит НАТО развернуть какие-либо военные действия на восточных рубежах альянса. Хотя бы по той причине, что экономика КНР и экономика Евросоюза – это 3 млрд евро ежедневно, а большая война в Европе обернется катастрофой для бизнеса.
Темой бизнеса и завершим наш обзор.
Был такой анекдот о китайско-финляндской границе, который забыт лидерами Прибалтики, в том числе – президентом Грибаускайте. Не худо бы ей перечитать учебник физической географии для 5-го класса средней школы. Там написано, что между Китаем и Литвой лежит огромная Россия. Как без нее перебрасывать товары на тысячи километров? Если Москва не даст дозволения, то никакого литовско-китайского транзита, никаких воздушных коридоров не будет. Эта сложность может возникнуть позже по времени, но обязательно возникнет. И сам собой рождается замешанный на идеологии вопрос: если можно сотрудничать с китайскими коммунистами, почему нельзя делать бизнес с российскими националистами, которых, по словам президента РФ Владимира Путина, примерно 140 миллионов вместе с ним.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.