В июне 2017 года Польша торжественно встречала первый газовоз, который доставил СПГ, произведенный в США заводом Sabine Pass. Общий посыл в польской и европейской прессе – "Польша будет работать с США, монополия "Газпрома" на польском рынке умерла!". Но за этим шумом была скрыта совсем другая действительность. Никакой "работы с США" не состоялось – газовоз прибыл в Свиноуйсьце по контракту с британской компанией Centrica, которая является одним из держателей долгосрочных контрактов с американским заводом. Еще занимательнее – судьба этой поставки, поскольку этот газ в Польше не остался – он ушел по интерконнектору в газотранспортную "молодого европейского государства".
В апреле 2017 года частная компания ООО "ЭРУ Трейдинг" выиграла один из десяти лотов на поставку газа оператору украинской ГТС на 218 млн кубометров до конца года. Цену газа можно увидеть на сайте украинских госзакупок Prozorro – 231 доллар за тысячу кубометров. По данным украинского госреестра, владельцами "ЭРУ Трейдинг" являются граждане США Дейл Перри и Андрей Фаворов и гражданин Украины Ярослав Мудрый. Директор компании Фаворов по поводу "исторической сделки Польши и США" дал следующий комментарий:
"В начале лета (2017 года – прим. Baltnews.lt) наш польский партнер по поставкам газа PGNiG организовал закупки природного газа для польского терминала СПГ и транспортировку газа по трубопроводу через польско-украинский интерконнектор. "ЭРУ Трейдинг" приобрела газ на границе и разместила его в хранилище на Украине".
Фраза про хранилище предназначена для внимательного читателя, то есть для нас с вами. В газе, используемом на Украине, метана традиционно не менее 85% – под это "заточена" технология его переработки, а в американском сланцевом газе метана только 75%. Но ничего страшного не произошло – именно потому, что газ был размещен в украинском хранилище. Ближайшее к польской границе хранилище – это уникальное Бильче-Волицко-Угерское ПХГ с активным объемом 17 млрд кубометров. 174 млн кубометров американского сланцевого газа тут были просто каплей в море, качество "нивелировалось" без проблем.
PGNiG 000 не раскрывает тайну цены, по которой она смогла купить СПГ, произведенный в США у английской компании, независимые эксперты сошлись на том, что эта цена не могла быть ниже 277,5 долларов за тысячу кубометров. В таком случае сделка обошлась PGNiG в 8 млн долларов убытка, но эта сделка по бюджету компании сильно ударить не могла: по данным польского регулятора URE, в 2016 году PGNiG получила 577 млн прибыли.
Политики могут комментировать это событие как угодно, а на мировом рынке торговли СПГ июнь 2017 стал датой, когда на нем появился новый "игрок". PGNiG на фоне международных газовых трейдеров компания небольшая, но свое право на "жизнь под солнцем" она получила. В наше время "словесные интервенции" стали частью мировой торговли, а сила и мощь этой интервенции такова, что сейчас многие эксперты полностью уверены, что СПГ, произведенный в США, в ближайшее время будет поставляться именно в ГТС Польши.
Вот характерные заголовки новостных агентств в июне этого года: "Польша перейдет на СПГ из США", "Польша готова заместить поставки "Газпрома" американским СПГ". Посвящены эти новостные сюжеты тому, что PGNiG подписала соглашения о поставках СПГ с американскими компаниями Venture Global LNG и Sempra Energy – по 2 млн тонн СПГ с каждой, в связи с чем, разумеется, "Прощай, "Газпром", мы тебя победили!" Но при попытке даже самого беглого обзора начинаешь понимать, что тут что-то не так, что это новость о чем-то другом.
Терминал Venture Global Calcasieu Pass LNG планируют принять в эксплуатацию в конце 2022 года, терминал Sempra Energy – в 2023 году, в обоих случаях подписанные контракты не являются обязывающими. В российской практике такие документы называют куда как скромнее – "протокол о намерениях", и ровно так же их оценивают американские банкиры – документы, подписанные с польской компанией, не станут обеспечивающими активами под кредитные линии для строительства этих заводов.
Если убрать прочь слова политиков и заголовки СМИ, то можно увидеть реальную картину. PGNiG, польская государственная компания, за 8 млн долларов (потери при закупке СПГ, произведенного в США с последующей перепродажей украинскому трейдеру) провела великолепную пиар-компанию, завоевав право стать членом клуба мировых газовых трейдеров.
8 млн – это 1,5% от годовой прибыли польской компании, да и публикации во всех европейских СМИ в нужном ключе стоили бы намного дороже. Без подписания обязывающих контрактов у польской компании (или у ее "наследников", которые возникнут после реформирования PGNiG по требованиям Еврокомиссии (ЕК). Мало того, что PGNiG – компания государственная, она еще и вертикально интегрирована. ЕК предоставила Польше переходный период, срок которого заканчивается в 2021 году) появилась возможность бороться за право покупки СПГ у двух американских компаний через 3-4 года.
Если к тому времени рынок СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) останется премиальным по отношению к европейскому, Польша сможет зарабатывать дополнительную прибыль на перепродаже газа из США в Азию. Нынешняя медийная шумиха – механизм для давления на "Газпром", чтобы снизить цены в новом контракте до уровня цены для Германии. Но немецкие компании уже сейчас покупают в 4-5 раз больше нашего газа, чем PGNiG, а после запуска "Северного потока–2" польский контракт станет еще менее значимым. Так что попытки торговаться с "Газпромом" у поляков вряд ли будут удачными, но главная цель была другой – добиться возможности перепродавать СПГ из США в АТР.
И напоследок – еще пара моментов, которые видны невооруженным глазом.
Один – сугубо математический. Давайте учтем все три контракта на поставку СПГ, подписанные PGNiG – 1,1 млн тонн из Катара и 4,0 – из США. Но 5,1 млн тонн СПГ – это 6,9 млрд кубометров газа обычного (1 млн тонн СПГ – это 1,38 млрд обычного газа), а мощность регазификационного терминала в Свиноуйсьце – 5,0 млрд кубометров.
Ну, а "вишенкой на торте" в этот раз предлагаю считать слова президента PGNiG, которые он произнес для прессы после подписания протоколов о намерениях с американскими компаниями:
"Закупки СПГ в США позволят усовершенствовать нашу торговую практику и обеспечат присутствие PGNiG как мирового игрока на рынке СПГ".
Не "европейского", а именно "мирового". Совершенно нормальный, имеющий все права на жизнь бизнес-проект с неплохой материально-технической базой – СПГ, прибывший из США, какое-то время можно хранить в криогенных емкостях терминала Свиноуйсьце, выжидая всплеска цены в АТР.
Какое отношение имеет этот проект к "Газпрому" и его интересам на газовом рынке Европы? Да никакого. Вы видели хоть один комментарий "Газпрома" по поводу всей возни PGNiG с СПГ, который через несколько лет будут производить в США? Нет? И я нет. Некогда "Газпрому" чужой бизнес-план оценивать, у него и так работы выше головы – "Северный поток–2", "Турецкий поток" и "Сила Сибири" строятся одновременно, Еврокомиссия ищет для российской компании новых клиентов в Европе. Нет, я не преувеличиваю, не передергиваю и не ерничаю – ЕК действительно намерена стать "честным брокером" для "Газпрома". И слова это не мои, это прямая цитата из комментария европейского комиссара по вопросам энергии Мароша Шефчовича по результатам консультационной встречи по проблеме "украинского транзита", состоявшейся летом этого года. Но об этом – не в этой статье.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.