В Литве ни националисты, ни власовцы не смогли испоганить День Победы

© Sputnik/ Константин Михальчевский

Литовским русофобам и тесно примыкающим к ним власовцам из числа "тех, кому стыдно" не удалось сорвать празднование Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В канун Дня Победы в Литве особенно обострилась русофобская риторика. Каждый, кому положено по занимаемой должности, пропустил прекрасную возможность промолчать. Примеры приведем позже, а начать предлагаем с радостных новостей.

Начнем с приятного

Небольшой Висагинас дал фору крупным городам. В канун Дня Победы вандалы облили здешний памятник красной краской, но обгадить праздник у них не получилось. Буквально в считанные часы местная власть не только вернула символу воинской славы надлежащий вид, но сделала его еще торжественней. Остальное завершили трудолюбивые и добрые руки. Утром 9 мая обелиск буквально утопал в цветах.

В Клайпеде антифашисты традиционно собрались у монумента освободителям. "Спасибо советскому солдату, за то, что 9 мая 1945 года ценой собственной жизни принес мир и процветание нам на долгие годы! Мы гордимся!" – таким оказался лейтмотив дня.

"К большому сожалению, определенные литовские политические и государственные деятели не извлекли уроков из истории. Многие начали заигрывать с нацизмом. Немало тех, кто давно с ним заодно. Вместе даже пытаются снести памятники нашим героям. Такие "хотелки" плохо заканчиваются. Народы, которые забывают свою историю, обречены повторять ее", – заявил антифашиста Вячеслав Титов.

В Каунасе на мемориальном воинском кладбище в Верхних Шанчяй ранним утром обнаружились огромные литеры Z и V. Даже полицейские признали, что демонстрация попавших под запрет символов – естественная ответная реакция на незаконно демонтированные памятники "Родина" и "Солдат" работы скульптора Константинаса Богданаса (1926-2011). Оба произведения искусства были посвящены павшим советским солдатам и внесены в список объектов культурного наследия.

К слову, именно в Каунасе к могилам погибших красноармейцев пришло больше всего людей с запрещенными в Литве георгиевскими ленточками. В ответ на замечания/рекомендации сотрудников правопорядка черно-оранжевые ленты снимали, но факт остается фактом: самый литовский город продемонстрировал самое большое уважение павшим.

Основные события произошли в столице. 9 мая здесь праздновали настолько широко, насколько возможно в данных условиях. Не 40 000 у Вечного огня, как в 2014 году, и не 25 000, как в 2015, но вильнюсцы шли и шли по одиночке, парами, группами, с детьми и без них.

Что любопытно: совершенно не встречались прилипалы, в прежние годы стремившиеся протиснуться поближе к первым лицам официальных процессий. Их тоже не оказалось, но музыка, песни военных лет, портреты участников Отечественной войны – этого было с избытком.

"Прихожу 9 мая на воинское кладбище принципиально. Местные русофобы должны осознавать – память о погибших за минувшие 30 лет выкорчевать им не удалось", – рассказал журналист Владимир Водо.

Действительно, жаль нациков: 30 лет напрягаются напрасно. В этом смысле можно говорить: праздник в Литве удался.

Пыль мертвых слов

Мэр Клайпеды Витаутас Грубляускас пообещал жителям города-порта, что мемориал воинам Красной армии уберут из центра: "Он нам не нужен". Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс, тоже либерал, собрался "декоммунизировать" воинское кладбище. Мэр Шяуляй Артурас Висоцкас на всю страну объявил "скоро некому будет приносить 9 мая цветы к памятникам, потому что не будет ни желающих, ни каменных "болванов". В российском посольстве происходящее в балтийской республике считают "варварскими и кощунственными" действиями, которые направлены на разжигание в стране ненависти и страха.

Президент Гитанас Науседа высказался за "уважением к мертвым" и попросил жителей избегать провокаций. Дословно прозвучало: "Литва точно не позволит организовать провокации и дискредитировать этот памятный день".

Тем не менее, в Вильнюсе и Клайпеде пикетов случилось немало. Один из них в столице организовал отставной клоун Олег Шураев. Трудно понять, чего он добивался, поскольку обвинял Литву в болтовне на украинскую тематику и нежелании что-либо конкретное делать. Мэра Шимашюса называл "трусливым идиотом", посетителей воинского кладбища "врагами, которых поджидает смерть".

"Стыдливые русские" из числа власовцев тоже пытались втянуть наследников Победы в пустопорожние дискуссии, но им прямым текстом предлагали убраться из-под ног, пока лица целы.

Препохабно вели себя литовские и польские журналисты, буквально цепляясь к каждому с вопросами "Разве вы не знаете?" и "Как вы относитесь?" Впрочем, подготовка корреспондентов оказалась столь примитивной, что желающих общаться с ними не находилось. Это примета дня по всей Литве.

Что этим русским нужно?

9 Мая вопрос звучал не раз. Ответ на него прост: не мешайте, уважаемые проигравшие приспешники гитлеровской Германии, торжествовать в день Победы советского народа над фашизмом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.