"Рука Кремля" или обычные люди? Как сегодня живут российские соотечественники в Литве

© Baltnews

Как складывается на сегодняшний день ситуация с российскими соотечественниками в Литве, на что они надеются и какой помощи ожидают от России, Baltnews рассказала глава Республиканского совета российских соотечественников в Литве (РСРСЛ) Ольга Горшкова.

На сегодняшний день в странах Балтии проживают сотни тысяч российских соотечественников. К сожалению, в силу антироссийской, а порой и откровенно русофобской политики властей прибалтийских республик, многие русскоязычные жители не имеют возможности почувствовать себя полноценными жителями этих стран.
Более того, связи с Россией становятся все тоньше. Причин тому масса: и политическая обстановка внутри этих стран, и межгосударственные отношения с Россией, и пандемия коронавируса. Из-за последней, в частности, действуют ощутимые ограничения на пересечение границ.

Самая непростая ситуация с соотечественниками сегодня сложилась в Литве. Количество русскоязычных жителей республики в разы уступает их числу в Латвии и Эстонии. О том, как в Литве живут соотечественники, во что верят, на что надеются, и ждут и помощи от России, Baltnews рассказала глава Республиканского совета российских соотечественников в Литве (РСРСЛ) Ольга Горшкова.

© фото из личного архива Ольги Горшковой
Глава Республиканского совета российских соотечественников Ольга Горшкова

– Ольга Георгиевна, в начале февраля в Россотрудничестве заявили, что могут отдать свою франшизу тем активистам/организациям в странах Балтии, которые готовы работать под эгидой агентства. Расскажите, насколько велика вероятность, что в Литве кто-то возьмется за подобное дело?

– Вариант с франшизой не для Литвы. Нам было комфортно работать через представителя, но его командировали в Москву, и мы уже несколько раз поднимали данный вопрос через посольство России в Литве и на Конгрессе [соотечественников] о восстановлении прежнего порядка. Он всех устраивал.

В сегодняшней реальности не найдется активист или организация, рискнувшая бы заняться такой деятельностью. Отношение власти к Россотрудничеству, как вы знаете, в Литве крайне отрицательное.

Откровенно говоря, мы уже подустали от новшеств и экспериментов со стороны агентства, которое не устраивает старый, уже отработанный и устоявшейся порядок. Как результат: из-за изменений сроков подачи документов на получение квоты на обучение в России, часть абитуриентов просто не успели сделать этого. Очень жаль, что таким образом остались невостребованные места...

– Какой поддержки на сегодняшний день реально не хватает российским соотечественникам в Прибалтике в целом и в Литве в частности?

– Что касается помощи в целом, мы об этом говорили и на Конгрессе, и на региональной конференции, для соотечественников Литвы необходимо создать нормальные условия для получения российских виз. Среди всех категорий виз, увы, нет отдельно виз для российских соотечественников.

Если я, например, более десяти лет возглавляю российскую организацию, почему мне, равно как и другим подобным, не оформляют многократную визу для поездок в Россию? С проблемами сталкиваемся и при оформлении учебных виз.

Вся остальная поддержка возможна только при наличии межведомственных договоров, но все это в замороженном состоянии. Мы, безусловно, благодарны за книги, оргтехнику, поддержку ветеранов, квоты для наших ребят и другие программы, реализуемые, что называется, по накатанной уже много лет. Все это только лишь через посольство. [В этой связи] не могу не отметить и Правительство Москвы.

За это, правда, нас и называют "рукой Кремля". Хорошо в этом отношении литовцам, живущим в России, – на них нет клейма из-за контактов с Литвой. На это у них целая программа, осуществляемая тоже через посольство.

– Согласно последней переписи населения, количество русских в Литве сократилось. По мнению специалистов, эта тенденция продолжится и в будущем. С чем это связано – русские массово уезжают, или же молодежь ассимилируется, переставая себя ассоциировать с русскими?

– Оттока массового русских нет, это в прошлом. Понятно, молодежь свободно мигрирует, особенно студенческая. По последним данным статистики, русское население незначительно сократилось.

Но не знаю, по каким критериям проводился опрос: учитывались ли дети, смешанные семьи, люди с видом на жительство и прочие? Во всяком случае, меня лично и членов моей семьи никто не опрашивал.

– В России намерены упростить получение гражданства для соотечественников. Пользуется ли эта идея популярностью, или же русские Литвы не видят для себя возможности переезда в Россию?

– Идея получения гражданства, на мой взгляд, уже не так популярна. Вот если бы пару десятков лет назад...

– Литва в последние годы становится "пристанищем" для многих политических эмигрантов из России. Как вы лично к этому относитесь, и принимает ли их русскоязычное сообщество?

– Политические эмигранты к нам относятся так же, как и мы к ним. Ничего общего с ними не имеем. Нет общих точек соприкосновения.

– В последнее время в Литве отмечается рост недовольства населения политикой властей, растет протестная активность. Может ли это перерасти во что-то серьезное?

– Общество не однородно, несколько показательных акций и судебные процессы научили людей осторожности в своих действиях. Безусловно, недовольство нарастает, его еще и пандемия подогрела, но в основном это недовольство за закрытыми дверями. Мир изменчив, никогда не знаешь, что принесет тебе завтра.

– В конце прошлого года политический активист, оппозиционер Альгирдас Палецкис объявил о создании партии "Заря справедливости". Поскольку Союза русских Литвы больше нет, не станет ли новая политическая сила "русской партией"? Можно ли вообще объединить русских на политической арене Литвы?

– Время для создания русских партий ушло, жаль, что Союз [русских Литвы] не оправдал наших надежд. Партия Палецкиса – не по национальному признаку. Но часть русских Литвы ее, думаю, поддержит.