"Мало делаем, надо больше": Литва решила форсировать милитаризацию страны

© AP Photo/ Mindaugas Kulbis

Руководители Минобороны Литвы и высокопоставленные военные не брезгуют использовать ситуацию вокруг Донбасса для нагнетания военных психозов и увеличения расходов на армию.

Президент Гитанас Науседа 10 января возглавил заседание Госсовета обороны (ГСО), в состав которого входят спикер Сейма, премьер, министр обороны и командующий армией.

"Пятерка" обсуждала угрозы со стороны России, разместившей у границ Украины никому в Литве точно неизвестное количество военнослужащих и боевой техники "явно не с дружественными целями". В ответ решили наращивать военные мускулы, чтобы в нужный момент противостоять "русскому агрессору, ответив силой на его силу".

Дарюс Кулешюс, старший советник главы государства, приоткрыл жаждавшим новостей журналистам некоторые детали совершенно секретного совещания. Например, форсируются закупки зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны. Точное количество приобретаемых ЗРК ПВО не названо, но по словам Кулешюса "они резко усилят оборонные возможности Литвы".

Всех под ружье

Военный министр Арвидас Анушаускас предложил "увеличить количество призывников на срочную службу с 3800 до 4400 человек". Маловероятно, что 600 новобранцев сильно укрепят армейские ряды, но как в народе говорят, "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало".

Что касается ЗРК, они по планам МО появятся у сухопутчиков к 2026 году. Предстоящие 1461 день литовским военным придется либо молиться за мир во всем мире, либо верить российскому руководству, не желающему ни на кого в Европе нападать.

Но официальный Вильнюс не верит заявлениям из Москвы. Относительно своего "пушечного мяса" у него далеко идущие планы. В частности, планируются введение в Республике всеобщей воинской обязанности, детальная проработка мобилизационных планов на случай войны, обучение военному делу гражданских лиц, азам – школьников и гимназистов, начиная с восьмиклассников.

Прессу интересовало, располагает ли литовское военное ведомство разведданными, на основании которых можно самостоятельно высчитать дату вторжения российской армии в пределы Украины? Тем более, что с 1 декабря, когда русские должны были начать атаку, прошло довольно много времени, а подчиненные генерала армии Сергея Шойгу почему-то не торопятся подтверждать данные разведок стран-членов НАТО.

Ответ Анушаускаса оказался половинчатым: Минобороны Литвы использует информацию, которую получает от союзников. Они сообщают: у границы Украины дислоцированы 100 000 вооруженных россиян. И если РФ до сих пор не атаковала Украину, это не означает, что Кремль отказался от интервенционных намерений.

"Он всего лишь выбирает наиболее подходящий момент. Исходя из прирожденной агрессивности России, мы в Литве должны быть в постоянной готовности, поскольку наша страна занимает особое место в планах возрождения СССР", – заявил глава Минобороны.

На этом основании Вильнюс наращивает помощь Киеву, который, как говорят с 2014 года, "защищает Европу от восточных орд".

В частности, на Донбасс пойдет летальное оружие, вырастет контингент литовских военных инструкторов, увеличатся поставки прицелов ночного видения и другой оптики, литовские медики продолжат лечение и реабилитацию покалеченных или деморализованных солдат ВСУ.

Подсчитали – прослезились

Нет ничего худого в стремлении суверенного государства укреплять собственную политическую, экономическую, военную или, например, продовольственную безопасность. Важен лишь баланс цены и качества. Поговорим о деньгах.

Журналист агентства BNS Рамунас Якубаускас поделился с публикой любопытными расчетами, из которых видно, что кадровый рост армии и ее техническое насыщение влетит налогоплательщикам в приличную копеечку.

Служба по призыву в Литве может появиться не ранее 2027 года, если призывать станут только юношей. И не ранее 2029 года, если всеобщая воинская повинность распространится и на прекрасный пол.

В первом случае предстоит дополнительно сформировать четыре батальона. Они обойдутся в 415 млн евро. Во втором – 14 батальонов, которые потребует около 1,5 млрд евро или на 450 млн больше годового бюджета министерства обороны. Прибавим оружие на сумму в 183 или 640 млн евро соответственно, инфраструктуру на 228 или 804 миллиона, администрирование (5,1 и 8,7 млн евро) – и получим громадные расходы.

Если чиновники МО планируют иметь дело только с мужчинами, дополнительно им потребуется 80 млн евро. Если со смешанным призывом мужчин и женщин, сумма вырастет до 220 млн.

Итого: либо 728,1 млн евро, либо 2 миллиарда 523 миллиона 700 000 евро – фантастическая для Литвы сумма на ветер. За такие деньги вооруженные силы подрастут всего на 6100 человек в первом случае и 11 900 юношей и девушек во втором. Пропорция "цена-качество" искажена безбожно, военным юристам стоит задуматься о возможном расхищении бюджета военного ведомства.

Тем не менее, премьер-министр Ингрида Шимоните напоминает стране – в 2015-м призыв стал частичным. С тех пор под военные знамена дважды в год встают по 3800 парней в возрасте от 18 до 26 лет. Планы по введению всеобщего воинского призыва включены в 2020 году в правительственную программу и пошагово претворяются в жизнь.

Отбросив пропагандистскую шелуху

Прокомментировать планы Министерства обороны взялся вильнюсский военный эксперт Анатолий Иванов. Он абсолютно уверен, что гуляющая по американским, европейским трибунам и прессе информация о концентрации на российско-украинской границе 100 000 военнослужащих Российской армии – не более, чем пропагандистская страшилка.

Он считает, что даже если части и соединения действительно придвинуты к госгранице, 100 тысяч – всего лишь одна общевойсковая армия. Ее сил и средств недостаточно для победоносного вторжения на глубину почти в 1000 километров. До Львова, как утверждают на Украине.

Анатолий Иванов отмечает второй важнейший момент – никто российских войск у границы не видел. Даже высокопоставленный американец Нед Прайс, представляющий Госдепартамент, ссылается на данные не разведки США, а на фото коммерческих спутников, которые в состоянии купить любой желающий.

"Все сумасшедшие, включая прибалтийских, требуют от Москвы отвести войска. Но ни один не сказал куда. На каком расстоянии от российско-украинской границы они должны стоять лагерями, если мы с вами допускаем сомнительное право НАТО указывать независимым государствам, откуда и куда им разрешено передислоцировать свою армию, флот, авиацию?", – задается вопросов эксперт.

Что касается разрастания оборонных планов Минобороны Литвы, бывший старший офицер не считает их продуктивными: деньги правительство "ввалит" нешуточные для небогатой страны, КПД от инвестиций на выходе окажется ничтожным:

"Что такое для современной военной стратегии наличие или отсутствие 6–10 тысяч человек? Это ничтожное количество личного состава, которым можно укомплектовать только 2–4 мотопехотные бригады. Аналогична ситуация с 10–12 комплексами ЗРК ПВО. Оборонные возможности Литвы не вырастут, но количество целей поражения на территории страны увеличится на 15".

Как отмечает эксперт, Вильнюс, как это ни печально, не видит себя вне так называемой дуги напряжения. Экономически ему тяжело быть в одном строю, например, с поляками, венграми, чехами и очень далеко до уровня Франции, Германии и США. Но в Литве стараются изо всех сил не выпадать из обоймы. В частности, планируют к 2030 году довести бюджет Минобороны до 2,5% ВВП.

"Вкачивание" денег там-сям без всякого в итоге стратегического усиления – игры дилетантов, которыми как раз являются министр Анушаускас и его генералы, выслужившие чины и должности на паркетах в штаб-квартире НАТО.

"Удивительно", – рассказывает эксперт, – "но Литва маниакально цепляется за иллюзию однополярного мира. В Вильнюсе отказываются признавать, что фантазии себя исчерпали. Пора спускаться с небес на землю. Но так не хочется отказаться от участия в откалывании от РФ тех частей постсоветского пространства, которые российский президент недавно назвал "нашим домом", имея в виду Россию".

К слову, именно это раскольничество является главной военной целью Литвы на восточном направлении.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.