Никак не получается у правительства Литвы превратить внешнюю политику в краеугольный камень государственного строительства, как это намечено в программе Кабинета министров. Как бы все гладко идет, но вдруг страна закладывает такой замысловатый вираж на международной арене, что абсолютно непонятно, кому он может оказаться выгодным.
Был в истории современного МИД поучительный случай. В 2003 году президент Франции Жак Ширак раскритиковал Литву (на тот момент времени кандидата на вступление в Евросоюз) за безоговорочную поддержку США в войне против Ирака. Хозяин Елисейского дворца ядовито отметил: "Вильнюс упустил прекрасную возможность промолчать".
Упущенная возможность непромолчать
В текущем ноябре наоборот: Литву критикуют за упущенную возможность подать голос в ситуации, когда потребовалось солидарно одернуть Анкару за ее непомерные амбиции. Напомним: президент Турции надумал выслать из страны десять послов, включая глав дипмиссий Франции, США и Германии. Причины в данном случае для нас второстепенны.
Важно, что решение принято не было. Упущен случай, когда Вильнюс мог вместе с партнерами по Европейскому союзу дать понять туркам, что те глубоко неправы.
Марюс Лауринавичюс, любимый эксперт всех прибалтийских журналистов, прогнозирует неприятности со стороны Вашингтона, Парижа и Берлина. "Пилим сук, на котором сидим. Защищаем российских и белорусских диссидентов, оставляя без внимания атаки Анкары на союзников. Получается, что основанная на разрекламированных ценностях внешняя политика стоит не дороже денег".
Действительно, руководство Литвы банально испугалось возможных ответных шагов Анкары. Турция однажды уже блокировала платы НАТО по обороне стран Балтии и сдалась только после длительных торгов. Старые литовские раны ноют, бередить их нет желания.
Как иначе назвать такое поведение, кроме как политикой двойных стандартов? Не только Лауринавичюсу очевидно: руководство внешнеполитического ведомства не утруждает себя поисками компромиссов. В черно/белом мире руководству МИД комфортнее: Белоруссия – черный цвет, антидемократичный. Литва – белый, пушистый.
"Как бы географически далеко не находилась Турция, от нее, как сильного в военном смысле члена НАТО, безопасность стран Балтийского моря зависит напрямую. Тем более, когда литовское Минобороны планирует закупать у Анкары беспилотные летательные аппараты. Можно считать, переговоры по этой сделке не завершатся впустую", – отмечает Вайдас Сальджюнас.
Он не очень сильный эксперт в области обороны, но в данном случае зрит в корень. Мстительная Анкара запомнила, какие столицы требовали ее крови из-за дипломатического скандала. На берегах Босфора и Дарданелл все происходит, как у Антона Павловича Чехова – если в первом акте спектакля ружье висит на стене, в последнем оно выстрелит.
Заложник договора НАТО
Существует мнение, что официальный Вильнюс излишне боготворит договор НАТО. Чуть что, политики апеллируют к пункту № 5 – нас обязаны защищать. И к пункту № 4 – в условиях кризиса необходимы военные консультации всех членов Североатлантического альянса.
То есть в повседневной жизни Литва якобы имеет право действовать на международной арене, как вздумается. Но как только начинает клевать жареный петух, все партнеры обязаны прийти на помощь, невзирая на предыдущие разногласия и даже конфликты.
Увы, так не бывает. Вот и в случае с Анкарой нужно было четко определиться с позицией "или-или". Об этом, к слову, пишет депутат Европарламента Пятрас Ауштрявичюс.
Либерал хорошо видит промахи не только литовского МИД, но и аппарата главы государства. Если вдруг приключится вооруженная провокация или военный конфликт, как НАТО станет принимать решения: с учетом интересов Литвы или игнорируя интересы?
Например, министр обороны Арвидас Анушаускас вслед за другими говорунами рассуждает о возможном расширении конфликта на Украине. Об этом литовскую сторону проинформировал Дмитрий Кулеба. "Окраина" – не член НАТО, но наверняка Литве и другим странам альянса придется оказывать Киеву помощь оружием и людьми. То есть выступить против России.
Вопрос в том, все ли члены оборонного союза согласны на такой отчаянный шаг? Ответа в Вильнюсе никто не знает. Даже глава Минобороны отвечает туманно и обтекаемо, опять-таки делая упор на пятую статью договора.
Однако милитаристский дух в Литве высок - все поголовно, за исключением президента Гитанаса Науседы, машут шашками – "уж мы им покажем!". Как бы не получилось наоборот – "мы бы им дали, если б они нас догнали".
Основания для таких опасений есть: кто придет на помощь официальному Вильнюсу в случае нужды? Немцы, французы, турки, канадцы – мало вероятно. А все потому, что Вильнюс не может находить компромиссы в отношениях с другими союзниками.
Военно-политическое руководство Литвы говорит прямо – работаем в национальных интересах Соединенных Штатов. Беда в том, что американские интересы все чаще противоречат национальным интересам других литовских военных союзников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.