16 ноября суд снова рассматривал дело известного политика и активиста Альгирдаса Палецкиса. Его уголовное преследование, начатое в 2011 году, продолжается до сих пор.
На суд приехали евродепутаты Клэр Дейли и Майк Уоллес из Ирландии, а также Татьяна Жданок из Латвии. В свое время они подписали письмо в адрес Апелляционного суда и президента страны Гитанаса Науседы, где выразили озабоченность соблюдением прав человека в Литве.
Как заявил член правления литовской партии "Социалистический народный фронт" Эдикас Ягелавичус, политики были "шокированы недостатком открытости на суде".
"Они рассказали, что часть Ирландии оккупирована британцами и там действовали странные, специальные, закрытые суды, где осуждали людей, и они не помнят, чтобы во время заседаний сидели люди в балаклавах. То, что увидели в Литве, – еще страшнее, чем те суды", – отметил Ягелавичус порталу Baltnews.
По словам Майка Уоллеса, он никогда такого не видел и удивился, когда в середине суда специальный свидетель и два охранника встали и ушли. Он отметил, что Евросоюз постоянно говорит о верховенстве права, но то, что творится в Литве, невозможно представить в Ирландии.
Евродепутат предположил, что в Литве действует отличное от Европы верховенство права. Поэтому Палецкис вряд ли получит справедливое решение этого суда.
"В свою очередь Клэр Дейли сказала, что им трудно все понять и осознать обо всем услышанном на этом суде. Как может быть такое в 2021 году, когда кто-то может быть осужден на основе каких-то засекреченных показаний педофила. Обвиняемый должен знать, в чем он обвиняется. Эти обвинения должны быть предъявлены, не прикрываясь какими-то тайными справками", – добавил Ягелавичус.
Альгирдас Палецкис подал прошение о снятии электронного браслета вместе со справками от врача, потому что браслет причиняет боль и травмирует ногу. Суд примет решение на этот счет 22 ноября. В свою очередь следующее заседание состоится уже в следующем году, 12 января.
"Коллегия судей отклонила ходатайство опросить важного свидетеля Аудрюса Буткявичюса. Что еще бросилось в глаза, так вообще, как будто по команде, не присутствовало системное СМИ. На прошлом заседании их было много, и они были везде, а сейчас, видимо, решили не освещать это событие", – подытожил Ягелавичус.
Дело Палецкиса
Преследование началось из-за того, что он оспорил официальную версию о событиях у Вильнюсской телебашни и Дома печати, произошедших в январе 1991 года. Ссылаясь на очевидцев, Палецкис заявил, что кровопролитие было спровоцировано стремившимися к власти радикалами и что при взятии под контроль телебашни в Вильнюсе "свои стреляли в своих".
Эта фраза послужила поводом для возбуждения уголовного дела по статье, предусматривающей ответственность "за отрицание советской агрессии и оккупации". Позже Палецкиса признали "русским шпионом" и приговорили к шести годам лишения свободы.