"Не потерпим плясок под дудку Кремля": Литва вновь "наводит порядок" на мировой арене

Оборонная доктрина новая, "враги" старые: власти Литвы решили, что им "угрожает" не дуэт России и Белоруссии, а трио России, Белоруссии и Китая.

Новая оборонная доктрина Литвы гласит: врагов у страны нет, но угрозы со стороны тоталитарных, агрессивных, империалистических амбициозных государств присутствуют. Против них нужно бороться.

В Литве приняли новую доктрину национальной безопасности. До 3 ноября было у страны два "врага", после этой даты стало три: к дуэту России и Белоруссии "диванные" генералы добавили Китай.

Сообразили на троих

Преамбула документа обосновывает рост количества государств, с которыми официальный Вильнюс вынужден держать ухо востро: "Укрепляющиеся авторитарные Россия, Китай и поддерживаемая им Белоруссия бросают новые вызовы демократическим странам Запада, их партнерам и всему евроатлантическому сообществу, поэтому Литва обязана приспособиться к изменениям и стремится действовать в плохо прогнозируемых обстоятельствах".

Литва, в свою очередь, видит себя белой, пушистой и в шоколаде. Она участвует в структурах, обеспечивающих мир и всеобщую безопасность, поддерживает демократию, свободы человека, верховенство международного права и многостороннее сотрудничество с носителями западных ценностей.

Вильнюс "справедливо" возмущается, когда "страны-изгои игнорируют мнение международного сообщества".

В обновленной доктрине перечислены и другие угрозы. В частности, действующая Белорусская атомная, кибер-информационные атаки, рост технологического воздействия, религиозный экстремизм в Европе, "замороженные" военные конфликты, изменение климата, влияние пандемии и так далее. Влиять на эти вызовы сама Литва неспособна, но перечисление, по-видимому, должно придать солидность документу.

От общего переходим к частному:

  • "власть Российской Федерации является экзистенциональной опасностью для Литовской республики и, одновременно, для безопасности всего евроатлантического сообщества";
  • "Коммунистическая идеология КНР противоречит ценностям, записанным в Конституцию Литвы и национальным интересам нашей страны". Китай со своей растущей экономической и военной мощью, амбициозным стремлением перечертить мировой порядок представляет из себя "важнейшего геополитического конкурента и ось, создающую основное напряжение между демократическими и авторитарными государствами";
  • Белоруссия с ее растущим авторитаризмом политического режима является "непредсказуемым противником".

Как видим, по степени угроз и опасностей Пекин обогнал Москву, не говоря уже о Минске.

Заокеанские подпорки

В противостоянии с Москвой и Пекином Вильнюс рассчитывает на помощь Вашингтона. С Кремлем у площади Дауканто отношения хуже некуда с 2014 года, когда Даля Грибаускайте назвала восточных соседей "террористической страной".

С КНР конфликт совсем свежий. В августе текущего года разразился дипломатический скандал на фоне решения официального Вильнюса открыть в стране представительство Тайваня. Четвертый месяц идет "холодная" война, но президент Гитанас Науседа продолжает утверждать – "Литва не стремится провоцировать конфликт на ровном месте", хотя именно этим занимается с творческим азартом.

В начале ноября Науседа в Шотландии провел неформальную встречу с Джо Байденом, после которой заявил журналистам своей пресс-группы: "заручился поддержкой американского коллеги в дипломатическом конфликте с Китаем. Готовность Соединенных Штатов помочь всеми способами гарантирована".

Это все, что нужно знать о глубинных корнях нападок литовского руководства на Пекин – ради доброго расположения Белого дома провернешься, как вор на ярмарке.

Но вот вопрос: отвечает ли внешняя политика Америки интересам Литвы в глобальном смысле? В повестку его вынес преподаватель вильнюсского института международных отношений Кястутис Гирнюс.

По его словам, президентство Дональда Трампа оказалось невыносимым для официального Вильнюса, который бурно приветствовал победу Байдена с его лозунгом "Мы вернулись!".

Для Литвы он означал все – стабильность миропорядка, новые "красные" линии, унижающие Россию, "зонтик" безопасности, финансовую помощь, укрепление НАТО с его святым пунктом 5 договора о коллективной обороне и так далее.

Литовское руководство привело в состояние экстаза заявление нового хозяина Белого дома об отказе от стратегии Трампа и о "готовности защищать страны Балтии". Этими путеводными словами неоднократно восхищался президент Науседа и руководитель МИД Габриэлюс Ландсбергис.

И вдруг американцы официально заявляют о конце периода однополярного мира и объявляют его триполярным с тремя центрами силы – Китаем, Россией и США. Военные из Петагона вводят в оборот такое понятие, как "неагрессивное передвижение военной силы".

Если глава Литвы утверждает, что "не может идти на личный контакт с руководством Кремля, пока Москва не изменит модель поведения", зачем Байдену дипломатические отношения с русскими? Кстати, он и с китайцами их восстанавливает. На переговорах Вашингтона с Москвой и Пекином воинственных нот не слышно.

США не удалось устранить Россию от "китайского вопроса" >>>

Политолог Гирнюс ясно дает понять: пришло время попридержать литовских скакунов. Возможно, натянуть вожжи следовало еще тогда, когда США дали "зеленый" свет германо-российскому газопроводу "Северный поток–2".

После этого факта в Париже и Берлине громко заговорили о насущной необходимости внести коррекцию в европейские взгляды в отношении РФ и КНР.

Пророк пророку рознь

Логика в размышлениях Кястутиса Гирнюса есть, но она чужда литовскому глубинному государству. О развороте на 180 градусов оно помыслить не смеет. На политолога мгновенно спустили всех брехливых собак.

Перебирать аргументы "против" нет смысла, они фактически на одну колодку сшиты. Но позицию такого морального авторитета, как "отец" консерваторов Витаутас Ландсбергис привести стоит. Он полагает: "В нынешних обстоятельствах Америка не может открыто игнорировать интересы Европейского союза. Беда в том, что Брюссель находится под влиянием Кремля и даже управляется из Москвы".

Критиковать Европейский союз Ландсбергису не впервой. Однако никогда прежде он не был столь прямолинеен:

"Не могу объяснить, почему ЕС принимает решения, выгодные только русским. Европарламент в большинстве случаев един в подходах, чего нельзя сказать о Совете Европы. Он обязан принимать решения единогласно, чего добиться трудно".

Далее консерватор развивает мысль в том направлении, что у Кремля есть возможность манипулировать итогами голосования "через какой-нибудь Кипр, в который всунуто огромное количество российских инвестиций. Русские танцуют и смеются с попыток Совета Европы провести антикремлевский документ".

Ландсбергис предлагает узаконить итоги голосования "большинством голосов" – "промосковское меньшинство обязано подчиниться прозападному большинству". Следовательно, Брюссель прекратит работать вопреки интересам общеевропейского сообщества. Москва, в свою очередь, перестанет "подзаряжаться" от неспособности руководителей стран-членов ЕС найти общий язык по животрепещущим проблемам континентальной и мировой политики.

В этом контексте можно сделать неожиданный вывод - "диванные" стратеги старались, создавая новую доктрину безопасности Литвы. А документ по независящим он них причинам может оказаться бесполезным.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.