Региональные выборы в Литве: без союза с русскими полякам не победить

Выборы мэра Тракайского района в очередной раз показали: полякам Литвы без союза с русскими невозможно победить нигде, кроме традиционных вотчин.

Мэром Тракайского района, туристической Мекки Литвы, избран Андрюс Шатявичюс, представляющий на политической арене парламентскую партию "Движение либералов".

Он во втором туре почти на 7% голосов (52.39% против 45,88%) опередил бывшего депутата Сейма, экс-министра транспорта Ярослава Наркевича, кандидата от "Избирательной акции поляков Литвы – Союза Христианских Семей" (ИАПЛ-СХС).

Промах во второй попытке

После разгромного поражения на парламентских выборах 2020 года ИАПЛ ушла в тень, ее лидеров не слышно, не видно.

Даже пробравшиеся в Сейм предпочитают отмалчиваться по самым актуальным вопросам повестки дня, в частности, воздерживаются от комментариев по итогам визита президента Польши Анджея Дуды в Вильнюс.

Рита Тамашунене, в прошлом староста польской фракции, а ныне – руководитель фракции "Литовские регионы", последний раз отметилась в прессе аж 21 июля, критически рассуждая о проблемах местных самоуправлений в статье "Политика правящих, а ответственность – местной власти". Текст можно не читать, поскольку понятно, о чем именно идет речь.

Участие известного и заметного представителя ИАПЛ Наркевича на этом пустынном фоне – хорошая возможность понять, насколько популярна партия в районе, где польское население соотносится с титульным в пропорции 50:30.

Выход Наркевича во второй тур оценили как "большой успех". Думается, что самолюбивые лидеры ИАПЛ к поражению своего ставленника во втором туре подберут нужные слова вроде "активно боролся", "важный задел на будущее", "партия пользуется доверием у традиционного избирателя" и тому подобное.

По меньшей мере сам пан Наркевич именно так оценивает итоги предвыборного состязания. Хозяйственная часть его программы была сориентирована на нужды района – много речей о дорогах, обустройстве дворов многоквартирных домов, местах парковки автомобилей и всего того, из чего складывается жизнь 36 000 человек.

Остальную часть программы занимали исключительно партийные ценности. Их можно объединить словами Святого Августина: "На первом месте стоят христианские ценности. Там, где на первом месте Бог, все стоит на своих местах".

Здесь и социальная справедливость, и обязательная люстрация, "детские" деньги, бесплатные лекарства для пенсионеров, и даже нормализация отношений со всеми соседями, включая Россию и Белоруссию (в районе 8,5% населения составляют русские, 2,3% – белорусы).

"Понимаете, это другое". Вильнюс готов помогать нацменьшинствам, но только не в Литве >>>

Все это хорошо, но, увы, ничего не помогло. К слову, против Наркевича сработал и еще не забытый коррупционный скандал, в который пан Ярослав вляпался, будучи министром транспорта.

Фактор разобщенности

В Литве польская община так же разобщена, как и польское общество в метрополии. Выросло так называемое европейское поколение, абсолютно не связывающее свои перспективы с командой "сытых стариков".

У молодежи нет ничего, кроме амбиций и поддержки со стороны тех варшавских сил, которых утомили лидеры ИАПЛ-СХС.

В Варшаве действительно недовольны позицией партии. Ее взгляды расходятся с генеральной антироссийской линией политической элиты Польши.

На русофобии далеко не уедешь: Польше стоит вспомнить про свой договор с Россией >>>

Руководство польской партии "Право и Справедливость" ("ПиС") дает понять, что более не считает ИАПЛ выразителем интересов польского меньшинства в прибалтийской республике. Оно названо "третьей стороной в межгосударственных польско-литовских отношениях", обвиняется во "флирте с Кремлем".

Это очень серьезный удар по имиджу ИАПЛ в глазах ее поклонников. "Старая электоральная гвардия" в силу возраста уходит. Молодежь не уверена в том, что находится в осажденной крепости, за стенами которой бушует враждебное море литовской культуры, а армия националистов, до зубов вооруженная учебниками на государственном языке, готова в любой момент пойти на приступ, чтобы превратить поляков в литовцев.

Молодые все чаще отдают предпочтение программам других политических сил, с которыми связывают свое будущее. ИАПЛ в силу объективных причин теряет поддержку. Лозунг "Вместе мы – сила!" перестал очаровывать, поскольку очевидно, что польская община эксплуатирует избирателей других национальностей исключительно в своих интересах.

Дискредитация – оружие правых

Политические соперники не упускают возможности "уесть" ИАПЛ. Примеров можно привести с избытком, но возьмем самый яркий. Речь пойдет о "Карте поляка".

Ее выдают только полякам, проживающим на территории бывшего СССР, которые письменно выражают желание относиться к польскому народу и могут доказать, что хотя бы один из родителей, дедушек-бабушек, прадедушек-прабабушек был поляком или гражданином Польши.

Литовские консерваторы, например, требуют ее юридической оценки Конституционным судом.

"Простой вопрос – те, кто взял "Карту поляка" и обещал польскому правительству не наносить вред Польше и "польскости", могут работать в службах, где надо давать присягу Литве? Они ведь уже дали клятву другому государству", – вполне логично с точки зрения Литвы рассуждают политики правого толка.

Единственное, что в ИАПЛ радует правых – факт, что партия осталась региональной, не сумев вырасти из детских штанишек. Возможно, каждый из ее членов – честный и порядочный человек, но вместе они абсолютно недееспособны, не могут дать достойный отпор тем, кто льет грязь.

Единственным серьезным козырем поляков была кристальная чистота политического движения. Однако Ярослав Наркевич допустил на посту министра непростительный промах, сделав из козырного туза жалкую шестерку.

Нужен новый союз

История литовского парламентаризма доказывает – без союза с русскими поляки могут взять 3–4 высоты, не более. Этого количества не хватает для создания полноценной самостоятельной фракции в Сейме или получения власти на местах.

Ошибкой польского меньшинства в Литве было то, что оно 31 год питало иллюзии, будто Польское государство в состоянии его защитить. Если бы оно меньше смотрело на Варшаву, а больше пыталось проводить автономную политику, то эффект был бы, наверное, лучше.

Это хорошо понял лидер ИАПЛ-СХС Вальдемар Томашевский, который выделяется политической подготовкой на фоне других представителей национального меньшинства. Он вспомнил о боге, вере и христианских святынях. Это попытка объединить потенциальный электорат на новой, всем приемлемой платформе.

Пока не получается, поскольку амбициозные "сливки" не хотят делиться властью и влиянием. Не помогло переманивание в свои ряды члена Всемирного Координационного Совета российских соотечественников Рафаэля Муксинова. Он в русской общине не авторитет, а "свадебный генерал", который, кстати, и в предвыборной кампании Ярослава Наркевича тоже не сумел блеснуть.

Думается, отыщутся в польской партии новые силы, способные провести серьезную экспертизу, определить партнеров и начать с ними сближаться. При некоторой поддержке России русская община Литвы может оказаться ведущей среди союзников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.