Любители токсичных отношений: как Польша и Литва подставляют друг друга во имя "дружбы"

© AP Photo/ Mindaugas Kulbis

Главы восточноевропейских стран делают вид, что их кооперация приносит взаимную выгоду, однако на практике происходит совсем другое.

На прошлой неделе в Вильнюсе прошла национальная конференция по вопросам безопасности с участием иностранных гостей, среди которых был президент Польши Анджей Дуда.

В ходе мероприятия глава Литвы Гитанас Науседа говорил о необходимости более тесного сотрудничества членов НАТО, важности противостояния "агрессивной" России (как обычно не уточнив, как она угрожает и какой для нее в этом смысл), а также о пользе союзнических отношений с Польшей.

В балтийских СМИ при этом особо подчеркивают, что такая конференция приурочена к 230-летию Конституции Литовско-Польского государства (Речи Посполитой) и принятой 20 октября 1791 года Взаимной гарантии обоих народов.

Разумеется, в XVIII веке в Европе права и свободы человека, мягко говоря, отличались от нынешних, да и равенство в Речи Посполитой, особенно по национальному признаку, было крайне условным.

Но организаторов конференции в Литве это особо не смутило. Им было важно подчеркнуть долгую историю взаимоотношений Польши и Литвы, а не то, на каких условиях (когда, в первую очередь, все решала Варшава) они проистекали.

Сегодня Науседа с гордостью говорит о том, что именно партнерство с восточноевропейской страной является мощным щитом против "коварной Москвы" и ее желания напасть на демократическую Европу.

"Недаром некоторые геополитические мыслители называют союз Литвы и Польши одной из самых больших головных болей в России. Это одна из важнейших ее проблем, которую она может решить, противопоставляя наши народы. Но им это не удастся", – заявил литовский президент на конференции в Вильнюсе.

На словах друзья, а на практике?

Но как бы ни хотелось главам Польши и Литвы перед телекамерами всех заверить в том, что дружба двух стран крепка как никогда, на практике, увы, получается не очень. По словам эксперта по Польше, политолога Станислава Стремидловского отношения двух восточноевропейских государств весьма неоднозначны, причем минусов явно больше, чем плюсов.

"Даже если мы говорим об исторической составляющей, то к Люблинской унии (союзом между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским) в Вильнюсе достаточно долго относились с большой осторожностью. Причина – объединение двух стран тогда было явно больше выгодно Польше, чем Литве. Отсюда и определенная напряженность балтийской республики к попыткам Варшавы сыграть на исторических сантиментах. Более того, в Литве к таким инициативам относились даже негативно. Лишь в последние годы этого удается избежать", – говорит эксперт.

Станислав Стремидловский напомнил, что президент балтийской страны сразу после своего избрания свой первый официальный визит нанес не в Эстонию, Латвию или скандинавские страны, как это уже заведено, а в Польшу. Пока премьер-министром Литвы был Саулюс Сквернялис, отношения с Польшей были весьма на высоком уровне.

Когда в парламенте балтийской страны было большинство, поддерживающее Сквернялиса, правительство Литвы даже проявляло должное внимание польскому меньшинству в балтийской республике, что явно одобряли в Варшаве.

Однако после выборов, прошедших несколько лет назад, состав парламента заметно изменился, а главой литовского МИДа стал Габриэлюс Ландсбергис. Стоит отметить, что он даже сейчас, когда все говорят о дружбе двух стран, ведет себя крайне осторожно и сдержанно.

После недавней встречи Дуды и Науседы в октябре, Габриэлюс Ландсбергис, как пишет Delfi, заявил, что положительно оценивает предложение президента Литвы решать спор Польши и Евросоюза путем посредничества, но все же сомневается в том, что Вильнюс "может быть медиатором".

"Нынешнее правительство в Литве уже не так заботится о польском меньшинстве на своей территории, что вызывает раздражение у Варшавы. В преддверии встречи президентов восточноевропейских стран в прессе Литвы даже появилась информация о том, что в стране готовится законопроект, который де-факто ухудшит ситуацию с преподаванием польского языка, что очевидно отразится на соответствующем нацменьшинстве", – отметил Стремидловский.

"Пока что отношения Литвы и Польши цементирует противостояние с Белоруссией и мигранты, идущие с этого направления. Однако рано или поздно такая проблема "рассосется" и споры между Вильнюсом и Варшавой станут видны более четко. О них будут говорить все громче. При этом у этих двух стран нет четкой кооперации по отношению к Брюсселю. Руководство Польши все жестче конфликтует с наднациональными структурами ЕС, а политики Литвы всегда были крайне лояльны к Евросоюзу и готовы выполнять все его требования", – объяснил Baltnews политолог.

В подобных условиях, считает эксперт, Вильнюс попросту боится сближения с Варшавой. Чем больше Польша ругается с Еврокомиссией (по поводу судебной реформы, сокращения объемов выбросов СО2 и другим вопросам), тем больше она становится для балтийской страны токсичной.

Также нельзя забывать и об экономической составляющей, когда польский бизнес и политические элиты этого государства занимаются больше экспансией в регионе, чем взаимовыгодным сотрудничеством с литовскими коллегами.

"А вы точно важный торговый партнер?"

Яркий пример того, что польский бизнес больше ведет экспансию, чем приносит пользу литовской экономике, – это происходящее на топливном рынке балтийской страны. Руководство Литвы когда-то пошло навстречу польскому бизнесу (ради соблюдения русофобии) и продало польской PKN Orlen активы нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Мажейкяй.

Достаточно долго компания сознательно не загружала НПЗ на полную мощность, чтобы не дай бог не создать конкуренцию с польскими производителями топлива.

Теперь PKN Orlen готова инвестировать в литовский НПЗ €641 млн, вот только после такой модернизации завод будет использовать все меньше российской нефти, что в итоге сделает конечную стоимость топлива в Литве выше, чем сегодня. Потребители бензина в балтийской стране будут платить больше, польская компания на этом заработает. Вот вам и добрососедские отношения, вот вам и взаимовыгодное сотрудничество.

Если посмотреть на торговый оборот, то окажется, что Польша – это не самый главный сосед, с которым хочет сотрудничать бизнес из балтийской страны. Для начала взглянем на докоронакризисные годы, когда мировую экономику еще не перекосило от падения производства и энергокризиса.

В 2018 году больше всего Литва экспортировала в Россию – 14% от всего объема. В Латвию размер экспорта составил 9,8%, а в Польшу 8,2%. Увы, но Варшава оказалась не в фаворитах и по части импорта. Доля импорта российских товаров – 14,2%, немецких – 12%, польских – 11,5%, латвийских – 7,2%.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2019 году в общем объеме экспорта на сумму в $32,7 для Вильнюса вновь на первом месте оказалась Россия – 13,1%, а Польше с ее 7,6% досталось лишь третье место.

С импортом Литвы в 2019-м ситуация несколько изменилась. На этот раз доля товаров, которые Варшава отправляла своей балтийской соседке, составила 12,1%, а вот РФ отправила сырья и товаров чуть меньше – 11,9%.

Впрочем, все равно Российская Федерация в итоге была более важным партнером для Вильнюса, чем Польша. В 2020 году РФ вновь обошла ее. В литовском экспорте 13% заняли российские товары, а польские – лишь 6,4%. По импорту ситуация в 2020-м ситуация особо не изменилась – доля отправляемой продукции из РФ – 8,9%, а из Польши –13%.

К слову, с весны 2020 года балтийская страна даже стала на регулярной основе закупать российский СПГ, тем самым еще крепче связав свой энергетический сектор с "восточным агрессором". Да, импортировать Литва стала из России меньше, чем из Польши, но не намного, причем это в период коронакризиса.

Сколько бы Науседа ни говорил о важности партнерства с Варшавой и успешном противостоянии с Москвой, именно последняя является де-факто ключевым торговым партнером для балтийской страны. Впрочем, все это не мешает Науседе делать вид, что нет ничего важнее сотрудничества с Варшавой.

В беседе с Baltnews Владимир Корнилов подчеркнул, что руководство Польши и Литвы в данный момент объединяет лишь русофобия. При этом такой эффект иногда даже заставляет политиков балтийской страны забывать некоторые исторические факты.

"Представители балтийской страны все чаще принимают участие в различных мероприятиях, организованных в Польше, которые посвящены весьма сомнительным для балтийской республики историческим событиям.

К примеру, празднование столетия "Чуда на Висле" (сражений Советско-польской войны 1919–1921 годов) имеет крайне странную ценность для литовской государственности, ведь отдельные военные части в то время попросту грабили литовцев, а Вильнюс вообще забрали себе. Этот город вернул Литве, кстати, именно СССР", – напоминает эксперт.

Политолог также добавил, что в перспективе дружба Литвы и Польши будет проистекать примерно в том же ключе, что и сегодня. Когда Варшава спорит о верховенстве своего закона над европейским или по вопросу прав меньшинств, Вильнюс будет стоять в стороне.

Руководство Литвы слишком боится в такие моменты поддерживать Польшу, ведь негодование Брюсселя в таком случае может перенестись и на балтийскую республику, а это уже чревато потерей различных дотаций, без которых в Прибалтике жить не привыкли. Политическая кооперация будет только в области нагнетания антироссийской истерии, но не больше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.