Руководство Литвы в растерянности. Оно никогда до конца не верило, что польские политики установят-таки приоритет собственного Основного закона над законодательством Европейского союза. Континент вздрогнул, когда глава Конституционного суда Польши Юлия Пшелембская заявила:
"Евросоюз, созданный равными и суверенными странами, интеграция которых осуществляется на основании права ЕС, а также на основании решений суда ЕС, входит в новый этап, когда органы Европейского союза действуют за границами своих компетенций, переданных Польской Республикой".
Прежние многочисленные варшавско-брюссельские локальные конфликты после этих слов переросли в открытую войну. Она породила шторм в Европейском парламенте. Радикалы успели написать крайний сценарий: "Для Польши сейчас есть два варианта. Либо польская Конституция будет приведена в соответствие с европейским законодательством, либо Польше придется покинуть ЕС".
"Или я веду ее в ЗАГС, или она меня к прокурору", – как много лет назад сказал один ответственный работник в советской культовой кинокомедии "Кавказская пленница". Однако нет совершенно никаких признаков, что польские правящие планируют дать задний ход в угоду настроениям партнеров по европейскому сообществу.
"Литовская пленница"
Всецело зависимый от Брюсселя Вильнюс на такой скандальный шаг никогда бы не решился. Для депутатов местного Сейма своя Конституция от 25 октября 1992 года давно не более, чем бумажка. Основной закон уже столько раз грубо нарушали, что вполне позволительно законом его не считать вовсе.
Гоноровым и спесивым шляхтичам на настроения столицы ЕС плевать. Как и в прошлые века, они решили: "Co to ja, co to moja kamizelka", что в приблизительном переводе на русский означает "я так же крут, как и моя жилетка". То есть "что хочу, то и ворочу".
Именно так Варшава вела себя, инициируя и осуществляя неприемлемую для члена ЕС судебную реформу и реформу в отношении прессы, решая вопросы в контексте климатической политики. Например, отказывалась прекратить добычу высококалорийного угля. В ответ Брюссель принял беспрецедентное решение наказать Варшаву за саботаж "зеленой" политики.
"Зеленая" энергетика, газ "вскладчину" и другие вредные действия Евросоюза >>>
500 тысяч евро в сутки обязал платить Европейский суд до тех пор, пока шахту не остановят. В ответ поляки чхать хотели, требуя не вмешиваться в национальную энергетическую стратегию.
Случай введения штрафных санкций против государства-члена ЕС – факт исключительный. А впереди Варшаве маячит наказание за нарушения прав сексуальных меньшинств. Можно предположить, что полумиллионом евро в сутки здесь Польше не отделаться.
Если дорвавшаяся до власти мелкопоместная шляхта не затормозит, Литве светит целый букет экономических, в первую очередь энергетических проблем. Автоматически под вопросом оказались строительство газовой, электрической смычек, работы на железнодорожном коридоре Rail Baltica и более мелкие проекты.
Варшава обязательно уведет транзит, увеличив грузонаполняемость портов Щецина, Гданьска и Гдыни. Она давно надеется заработать на транспортировке из скандинавских стран в Восточную и Центральную Европу, в том числе за счет расширения автомобильного транспортного коридора Via Carpatia и глубокой модернизации железных дорог, для чего уже выделила миллиард евро.
Помимо вышеперечисленного, закачалось не только двустороннее сотрудничество между соседями, но и многостороннее региональное сотрудничество в масштабе НАТО в военной области в регионе Балтийского моря. Трещин пока нет, но политическая ржавчина уже начала свое губительное дело.
Каунасский политолог Анджей Пукшто уверен – до выхода Польши из Евросоюза дело не дойдет, поскольку Polexit станет спусковым крючком распада содружества. "Но Варшаву вполне могут лишить финансирования из бюджета ЕС. Об этом сегодня говорит спикер Европарламента Давид Сассоли:
"Нехватка денег остановит ориентированные на Польшу энергетические проекты Литвы. Если в Брюсселе додумаются лишить Варшаву права голоса, литовская позиция в Европе тоже ослабнет, поскольку она увязана с польской. Если соседей удалят из ЕС, что мало вероятно, или они сами надумают попрощаться, для Вильнюса ситуация окажется хуже некуда. Именно через территорию соседней Польши он связан с большой Европой. Появление кордона глубиной в 600 километров (от литовско-польской до польско-германской границы) начнет медленно уничтожать наше государство".
В целом с Пукшто согласны все: польско-литовские экономические планы девальвировались до одного злотого, без божьего промысла их не возродить. Если политологи смело пишут сценарии, то официальная власть молчит.
Своего отношения к происходящему пока не высказали президент Науседа, спикер парламента Чмилите, премьер Шимоните и даже глава МИД Ладсбергис-младший. Время, между тем, требует какой-то официальной реакции.
Польская скамейка
Информационный голод подстегивает репортерское желание порыться в архивах. Вспомнить хочется "Политические качели". Так названы мемуары экс-главы МИД Антанаса Валениса. Автор предостерегал от чрезмерного сближения с поляками – "это может оказаться опасным".
Тезис дипломат расшифровал достаточно четко – если Вильнюс заявляет, что обязуется поддерживать Варшаву в ее спорах с Евросоюзом, он должен понимать, что санкции ЕС больно ударят и по Литве.
"Надеяться на талант сидеть на двух стульях одновременно – очень рискованная ставка в игре по-крупному. За рулеткой Литва может остаться без евроресурсов", – подсказывал Валенис.
О том, что поляки не слишком высоко ценят литовцев как партнеров, стало известно из утечки секретной переписки варшавских чиновников. Помимо прочего, в ней дана характеристика власти. Президент Науседа назван "лояльным к Варшаве". Премьер Шимоните "постарается сохранить нейтралитет и не станет ввязываться в споры поляков с европейцами". Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис – "скорее явный полонофоб, чем тайный полонофил".
Как видим, решение польского Конституционного суда о превосходстве Конституции республики над законодательством Европейского союза, в частности теми положениями договора с ЕС, которые не соответствуют Основному закону Польши, может привести к последствиям вполне ужасным и непоправимым для Литвы.
Нет сомнений, чем сильнее Европа будет давить на правящую польскую партию, тем активнее лидеры "Права и Справедливости" станут сопротивляться.
Очевидно – многое в треугольнике Вильнюс – Варшава – Брюссель будет зависеть от позиции официального Вильнюса. На данный момент времени она отсутствует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.