Что мигрант, что литовец – без разницы: Вильнюсу все равно, чьи права нарушать

© AFP 2022/ PETRAS MALUKAS

Нелегальные мигранты устраивают бунты в центрах временного пребывания, роют подкопы, чтобы ускользнуть от бдительных надсмотрщиков и, Бог даст, удрать из Литвы куда подальше.

Почти 565 тысяч жителей Литвы с ужасом следят, как в центре приема иностранцев в Рукла (Йонавский район) бунтуют несколько сотен беженцев, недовольных существующими порядками. Выходцы из Африки и Центральной Азии кричат, что Литва – тюрьма, в которой людей содержат хуже некуда.

Более полумиллиона литовцев, живущих за чертой бедности, искреннее недоумевают: чего незваным гостям не хватает? Крыши над головами есть, пшенная каша с кусочками мяса тоже, теплая вода в кранах имеется. Мыло и зубную пасту выдают бесплатно. Живи и радуйся, бунтовать нет никаких оснований.

Нелегалы рвутся прочь

Находящиеся в Литве нелегалы не имеют права свободного передвижения. По всей стране созданы четыре крупных центра, рассчитанные на 5 тысяч человек. Одновременно строится огромный городок за колючей проволокой на 40 тысяч – на перспективу.

В поселке Рукла размещены примерно 400 социально уязвимых беженцев. Они составляют почти половину прорвавшихся в Литву мигрантов. В первую очередь речь идет о несовершеннолетних. Таких чиновники Минсоцзащиты насчитали почти 1300, 500 из них – дети до девяти лет, еще 50 – лишенные всякой опеки, то есть отправившиеся странствовать по свету без родителей и взрослых родственников.

По словам замминистра Юстины Якштене, в эту же группу включены 22 беременные и несколько десятков беженцев с различными физическими недугами, включая церебральный паралич.

Из этого лагеря за колючей проволокой в больницу доставили 11-летнего парализованного мальчика, страдавшего эпилепсией. Утром 26 сентября ребенка не стало.

Сразу же вспыхнули волнения. Начальник Службы охраны общественного порядка (СООП) при МВД Литвы Ричардас Поцюс назвал их "обычными беспорядками, в ходе которых нелегалы высказывают недовольство жизненными условиями и питанием. Охрана не была переведена в повышенную степень готовности".

Это ложь: беспорядки не были обычными-привычными. Мигранты требовали к себе человеческого отношения, уважения со стороны охранников и государства, и немедленного переселения в более зажиточную европейскую страну. Для нейтрализации заводил вооруженная охрана применила слезоточивый газ. Под шумок 20 мигрантов исчезли.

И это не первый случай побегов из-за "колючки". Самый экзотический случился на бывшем военном полигоне. Группа "графов Монте-Кристо" вырыла тоннель, через который рвалась на свободу. Землекопам не повезло – палаточный лагерь закрыли, переменный состав вывезли зимовать в камеры бывшей колонии.

Ложь как форма защиты

Зачем начальнику СООП Ричардасу Поцюсу изворачиваться? Незачем, но подобное поведение давно стало для литовских чиновников нормой. Не случайно эстонские коллеги утверждают – права нелегалов нарушаются так грубо, что проблемой впору заняться Европейскому суду по правам человека.

Вопреки заявлениям литовского МВД, за "колючкой" формируются землячества, сильные давят слабых. Пышно цветет коррупция, азартные игры, пьянство, торговля наркотиками, криминал, проституция, в том числе мужская. Например, МВД согнало на небольшой "пятачок" 740 молодых, здоровых мужчин. Об этом прессе рассказал Миндаугас Баярунас, занимающийся в министерстве связями с общественностью.

Администратор лагеря Ричардас Жеконис разводит руками: кто додумался до этой глупости?

Мигранты тут же начали требовать общения с представительницами прекрасного пола. Им отказали – не положено. Кем, на каких основаниях? Кто из темпераментных камерунцев, ангольцев, суданцев выдержит такие условия?

Сидят за решеткой в темнице сырой

Журналист Витянис Мишкинис сделал смелый репортаж с погранзаставы, в подсобных помещениях которой обитают 30 нелегалов. "Валяются круглосуточно на матрасах и хотят на свободу. Их можно понять: делать на заставе абсолютно нечего. Она никогда не рассматривалась, как приют для нелегалов", – рассказал Раймондас Бучелис, командир местных пограничников.

Одежду, бытовую химию, мыло, туалетную бумагу жертвуют местные жители. Они же построили будку, в которой оборудовали душ и туалет. Нелегалам этого мало. Они требуют хотя бы телевизор, телефоны и компьютеры. При этом каждый просит помочь удрать. Согласны платить, поскольку "путевка" в Литву уже обошлась недешево, от 3 до 12 тысяч евро.

Миграционный кризис в Прибалтике: рассказ очевидца >>>

Такие номера не проходит – среди местных желающих играть в рискованные игры нет. В ответ нелегалы мудрят, что хотят. Например, требуют стоматологической помощи, которую медики не могут оказывать бесплатно. Непрошенные гости требуют адвокатов, которым поручают связаться с родственниками, уже обжившимися в западной Европе.

Обед из жиденького постного овощного супчика и каши, преимущественно пшенной или перловой, выбрасывают. Требуют баранину, экзотические овощи и фрукты. МВД не в состоянии обеспечить иностранцев ресторанным меню и призывает бережно относиться к еде, о которой могут только мечтать 565 000 нищих жителей Литвы.

Словесный "мордобой" в прессе

В ток-шоу не на шутку из-за связанных с нелегалами проблем схлестнулись депутат Сейма Лауринас Касчюнас из Комитета по национальной безопасности и обороне и адвокат Лауринас Бекша, специализирующийся на правах человека.

Он сравнивает литовские лагеря для мигрантов с местами ограничения свободы – колючий периметр, вооруженная охрана, тяжелая полицейская техника в состоянии готовности, запасы спецсредств и так далее. Люди содержатся в лагерях без решений судов, будто находятся не в демократическом государстве, а в диктатуре.

Касчюнас отмазывался решением парламента, принявшего поправки к законам в связи с особой ситуацией, порожденной миграционным кризисом. Ими надеялись остановить потоки нелегалов. Далее зазвучала набившую оскомину песня:

"Миграционный кризис спровоцирован Минском, это гибридная атака. В конце мая 2021 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что его страна служила барьером на пути переброски нелегальных мигрантов в Европу, однако с учетом политического давления Запада Минск может задуматься, стоит ли продолжать это делать?".

Адвокат Бекша: "Хоть гибридная атака, хоть десант инопланетян, но общий принцип международного права сохраняется – семью с детьми нельзя задерживать и помещать в лагерь только за то, что она прибыла и попросила убежища".

Депутат Касчюнас: "Тогда нелегальные потоки вырастут в разы. Мы не можем этого допустить, поэтому вынуждены делать непопулярные шаги".

Вот так в Литве: нарушение международного права – всего лишь "непопулярный шаг". Понятно после этого, откуда в стране более полумиллиона нищих.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.