Противники "зеленого". Восточная Европа подрывает климатические планы ЕС

Евросоюз ставит перед собой все более амбициозные цели на пути "озеленения" экономики, но восточноевропейские страны ЕС явно не торопятся в "зеленое" будущее.

Большая часть негативных ожиданий в рамках европейской климатической повестки сосредоточена на странах Восточной Европы, так как ни местные власти, ни бизнес не желают обременять себя климатическими ограничениями и нести расходы за внедрение экологичных новшеств на производствах, пишет американский журналист Дэйв Китинг для Energy monitor.

"Правительство Польши было самым большим препятствием для действий ЕС по борьбе с изменением климата за последнее десятилетие, постоянно пытаясь наложить вето на более строгие цели по сокращению выбросов или ограничения на промышленное загрязнение. Варшава считает, что она, как самая большая страна Центральной и Восточной Европы, говорит от имени всего региона", – отмечает Китинг.

Ссылаясь на данные социологических опросов, журналист подчеркивает, что неготовность к дополнительным расходам под эгидой экологической повестки наблюдается и в среде простых обязательств. В частности, даже половина людей в Восточной Европе не считают изменение климата серьезной проблемой человечества, констатирует автор.

"В то время как 73% людей в Южной Европе считают изменение климата "очень серьезной" угрозой, только 47% чувствуют то же самое в Восточной Европе. Эта разница в общественном мнении вызвала серьезные споры о том, может ли климатическая политика ЕС вызвать негативную реакцию, и является причиной того, что Фонд справедливого перехода ЕС, призванный смягчить этот удар, ориентирован на Восток", – подчеркивает журналист.

В частности, люди обеспокоены тем, что закрытие "грязных" производств приведет к росту безработицы, снижению доходов и экономическому кризису. В связи с этим Евросоюзу приходится действовать крайне аккуратно, продвигая климатическую повестку на своем восточном фланге.

"Потенциальное воздействие плохо организованных или поспешных структурных изменений будет весьма значительным. Мы уделяем большое внимание Центральной и Восточной Европе, потому что это комбинированный отказ от угля, трансформация тяжелой промышленности и изменение автомобильной промышленности. Все одновременно", – считает бывший член Европейского парламента Джудит Киртон-Дарлинг.

Кроме того, другой аспект недоверия к эко-повестке заключается в том, что страны Восточной Европы практически не принимают участия в разработке правил "зеленого перехода", что вызывает у граждан этих стран чувство недоверия и чуждости по отношению к экологическим инициативам. Например, поляки и Венгры воспринимают введение новых правил как навязывание воли западных стран ЕС восточным соседям.

Ссылаясь на координатора переходного периода НПО "Бенквоч" Милославу Стемпень, журналист пишет, что давление со стороны угольщиков в течение многих лет подталкивало польское правительство (или, возможно, давало им оправдание) к противостоянию с действиями по борьбе с изменением климата на уровне ЕС. Тем не менее сейчас ситуация постепенно меняется и от отрицания необходимости борьбы с изменением климата польские политики стали обсуждать то, как с наименьшими потерями осуществить переход.

"Даже во время климатического саммита ООН в Катовице два года назад были высокопоставленные польские чиновники, отрицающие изменение климата, говорившие, что нет необходимости отказываться от угля. Теперь ситуация изменилась. Основное внимание уделяется тому, как и когда это будет сделано, и как мы минимизируем потери от этого перехода", – цитирует Стемпень журналист.

Тем не менее если с политиками удается достичь какой-то договоренности, то промышленники и профсоюзы остаются главными противниками закрытия грязных производств. Поэтому ключ к решению проблем продвижения экологической повестки лежит в поиске компромисса с местными профсоюзами и рабочими. Гарантировав стабильность доходов и получение рабочего места, ЕС сможет переубедить оппозицию в Восточной Европе, считает Китинг.

"Нюансы ситуации в Восточной Европе были упущены некоторыми в Брюсселе и других западноевропейских столицах, которые характеризуют климатическую политику как черно-белую битву добра и зла. Хотя позиция польского правительства часто расходится с долгосрочными экономическими интересами страны, многие из его опасений логичны. Ключ может быть найден вместе с людьми на местах, в частности, через представителей профсоюзов", – заключает автор.