Последняя атака на поэта: националисты Литвы объявили войну памятнику Цвирке

© Sputnik / Владислав Адамовский

Окопавшиеся в правительстве Литвы и самоуправлении Вильнюса националисты решили до конца довести демонтаж памятника классику литовской литературы.

Судя по развитию событий, 2021 и 2022 годы наверняка станут победными для литовских националистически окрашенных борцов за очищение общественных пространств от советского и коммунистического мемориального наследия.

Битва за декоммунизацию/десоветизацию вступает в завершающую фазу. Ее пиком сегодня являются непрекращающиеся попытки скинуть с постамента расположенный в уютном уголке Вильнюса памятник писателю Пятрасу Цвирке. 

Чтобы достичь заветной цели, не читавшая советских классиков часть консерваторов и либералов не гнушается средствами.

Депутат от партии "Союз Отечества" Лауринас Касчюнас призвал всех политиков правого толка побудить свой электорат ставить подписи в поддержку петиции о демонтаже монумента.

По словам морального лидера местных националистов, Россия использует советское наследие, в том числе и этот памятник, "в качестве инструмента для своей информационной войны". 

Маловероятно, что в сегодня в России отыщется много поклонников литовской литературы и пропагандистов, эксплуатирующих дрязги виленской политической шпаны. Но Касчюнаса факты не смущают: "Убрать инструмент информвойны – и точка!".

Либералы, коротким поводком привязанные к консерваторам, совсем не против исполнить команду. Делегированный ими в коалиционный кабинет министр культуры Симонас Кайрис уже требует, чтобы работу лучшего литовского скульптора Юозаса Микенаса, мастера довоенной парижской школы, исключили из регистра культурных ценностей. При другом сценарии демонтаж с юридической точки зрения будет достаточно сложным.

Но "исключить" в данном случае – синоним "уничтожить под чистую". В столичной мэрии не скрывают удовлетворения: исполнится голубая мечта застройщиков, давно положивших глаз на лакомый кусок земли в двух минутах ходьбы до комплекса правительственных зданий и в десяти минутах от парламента республики.

Трудно представить, сколько может стоить жилье элит-класса, которое, скорее всего, появится на месте уютного скверика Пятраса Цвирки? Во всяком случае, современным поэтам и писателям оно точно окажется не по карману.

Дискуссия за Цвирку. В Литве такого циничного "распила" денег еще не было >>>

Почему литератора ненавидят? Официально принято считать так: главная причина носит классовый характер. Человек на гранитном постаменте был носителем и выразителем левых взглядов, в своем творчестве критиковал социальную несправедливость и эксплуатацию рабочих.

Вместе с другими талантливыми гуманистами он в 1940 году приветствовал решение трудящихся поставить страну на рельсы социалистического строительства. Как отмечают порядочные литовские журналисты, "нынешняя Литва отказалась от всего этого еще в 1990-е, повернув на путь криминального капитализма". Марксистско-коммунистические идеи для литовской олигархической элиты не интересны.

Айдас Пиворюнас, внук писателя, к сказанному непременно прибавляет: дед находился в когорте мыслителей, возвративших страну в лоно русской цивилизации, с которой литовскую нацию связывают вековая история, традиции, духовные и кровные узы.

"Десоветизаторам" такое не нравится. Суть своих идеологический претензий они максимально упрощают, сводя все к спорному тезису "он привез в Литву сталинское солнце".

Еще в конце 2020 года пришедшая к власти коалиция из консерваторов и либералов включила в приоритеты правительственной программы борьбу против "искажений истории". Однако сами на примере борьбы против Цвирки аналогичными извращениями занимаются с удовольствием и азартом.

Однако есть фантазии, но есть и правда. Не мэтры литературного цеха, как Саломея Нерис, Пятрас Цвирка, Антанас Венцлова, Казис Борута, Витаутас Монтвила, "привезли сталинское солнце". Не писатели и поэты более 80 лет назад принимали решение о полной капитуляции Литвы перед Красной армией. Автор этого заявления – подписант Акта независимости от 11 марта 1990 года Зигмас Вайшвила. Он далеко не ярый поклонник СССР, но хотя бы порядочный человек.

С трибуны парламентского пресс-центра Вайшвила, бывший депутат Сейма Аудрюс Накаса и общественник из числа защитников величественного монумента Алдас Мачюлис вывернули наизнанку планы штатных русофобов по установке в столице памятников политическим и государственным деятелям Литвы, фактически приведшим республику к национальной катастрофе, если пользоваться терминологией сегодняшнего для.

Например, судьба монумента президенту-диктатору (1926–1940) Антанасу Сметоне не только решена, но уже и конкурс объявлен.

По словам Зигмаса Вайшвилы, грехи Сметоны перед нацией перевешивают все прегрешения всех поэтов и писателей, вместе взятых. При том президенте Литва перестала быть демократическим государством: появились концлагеря, проводились массовые аресты левых активистов и лидеров прогрессивных профсоюзов. В тюрьмах томились свыше 350 членов компартии, свыше 130 комсомольцев, около 60 профсоюзных деятелей, 35 активистов левых организаций.

"Ситуация в стране после переворота была сложная, Сейм почти не собирался. В основном вся власть перешла к президенту Сметоне, новому правительству во главе с Августинасом Волдемарасом и военным комендантам. 12 апреля 1927 года Сейм Литвы распустили. И с этого момента началась эра открытого профашистского режима", – пишет правозащитник Гедрюс Грабаускас.

В марте 1939 года Литва выполнила ультиматум Германии и передала ей Клайпеду с краем. Осенью президент Сметона произнес хвалебную речь в адрес СССР и товарища Сталина, вернувших Литве ее столицу Вильнюс. В июне 1940 года диктатор в очередной раз предал литовский народ, когда бежал в Восточную Пруссию под напором Красной армии.

Вот такому "патриоту" государства задуман монумент! В одном ряду будут стоять памятники другим изменникам – генералам Павлу фон Плеховичу и Казису Ладиге, полковнику Владасу Скорупскису. Все они на штыках внесли националиста Сметону в президентский дворец. Таким сынам Литвы, как Пятрас Цвирка, сегодняшняя власть определила место на городских свалках.

Увы, даже лучшие литовские историки под давлением политиков-националистов, антисемитов и антикоммунистов пачкают в грязи имена и фамилии самых заслуженных представителей народа, шельмуют мертвых, приписывая им неблаговидные поступки.

Нет сомнений, что за Цвиркой придет черед поэтессы Саломеи Нерис, писателей Людаса Гиры и Антанаса Венцловы, памятные знаки которым пока еще сохранились в общественном пространстве республики. Война против истории должна вестись до полной победы, с горьким сарказмом говорили организаторы скандальной "прессухи" в Сейме Литвы.

А как иначе, если страна возводит здание своей идентичности на фундаменте из русофобии и антисоветизма, хотя верхушка не может не понимать – ее взгляды противоречат исторической реальности.

Такой подход неизбежно ведет к эрозии и искажению литовской национальной культуры. Впрочем, ландсбергисты и культура – параллельные прямые, пересекающиеся только в геометрии Николая Лобачевского. В действующем Кабинете министров о таком и не слышали.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.