Официальная Литва уже месяц находится в состоянии тихого бешенства.
Как посмела белорусская Генеральная прокуратура додуматься до преследования бывшего президента Литвы Валдаса Адамкуса? Кто позволил подручным "диктаторского режима" распространять фейки о прошлом заслуженного человека, которого отлично знают во всех европейских заокеанских столицах, с высшими государственными почестями принимают в Белом доме и Ватикане?
Белорусские прокуроры на истерию внимания не обращают и продолжают заниматься делом, считая, что "Адамкус мог быть причастным к военным преступлениям, совершенным нацистами и их пособниками во время Второй мировой войны на территории Беларуси".
Мемуары – опасное хобби
Сам солдат Гитлера прокомментировал заявление белорусской прокуратуры следующим образом: "Это абсурд. Думаю, что это никак не желание что-то выяснить, а просто формальная провокация, чтобы вовлечь побольше людей в их внутренние проблемы".
Ваше Превосходительство, тем более нужно четкими и аргументированными ответами на вопросы белорусской стороны продемонстрировать европейцам, как официальный Минск пытается манипулировать общественным мнением. Напрасно вы игнорируете такой прекрасный шанс.
Но к правосудию Адамкус обращаться не спешит и никогда не обратится, хотя ему есть что вспомнить. Он провел большую часть жизни в США, после чего возвратился в Литву, чтобы дважды стать ее президентом (в 1998–2003 и 2004–2009 годах).
В этой ипостаси стремительно заслужил репутацию политика, активно продвигающего принципы западной демократии на постсоветском пространстве.
В 2004 году принял деятельное участие в рассасывании украинского кризиса, в 2008 громко осуждал Москву за "отторжение грузинских территорий", в 2014 самым активным образом приветствовал киевскую хунту и Майдан, гневно осуждал итоги референдума в Крыму. Одним словом, участвовал во всем, что творилось на постсоветском пространстве и в Восточной Европе.
Экс-президент – автор двух книг. В первой он прямо пишет: в 1944 году добровольцем вступил в национальную дружину двухполкового состава (фактически бригаду), которую немецкое командование планировало использовать против наступающей Красной армии на северо-западе Литвы.
Черным по белому сказано: с такой фамилией его с удовольствием взяли бы в любой батальон, но он выбрал батальон, которым командовал майор Антанас Импулявичюс-Импуленас и стал личным порученцем комбата.
Знал ли юноша, что за массовые убийства мирного населения командира прозвали "Минским мясником"? Безусловно, поскольку это был общеизвестный факт, которого не скрывал и сам палач советского народа. Понимал ли Адамкус, что добровольно стал сподвижником активного участника Холокоста? Все всяких сомнений.
Планомерное уничтожение евреев для Адамкуса никогда не было тайной. Ежедневно за ужином от отчима он узнавал о все новых и новых эшелонах с обреченными. Их привозили на железнодорожную станцию Каунас, чтобы расстрелять в IX форте старой крепости. Но страницы жизни своей семьи в оккупированном немцами Литве в мемуарах Адамкус опустил. Будто их вовсе не было.
Об этом куске биографии заговорили после того, как бывшая малолетняя узница минского гетто Цвия Кацнельсон обвинила экс-президента в антисемитизме.
Прочитав мемуары Адамкуса, Кацнельсон удивилась, почему уроженец Каунаса в своих воспоминаниях не уделил внимания трагичной судьбе евреев этого города. Еще больше ее шокировала новость, что осенью 1944 года будущий президент служил под начальством Импулявичюса.
Случился скандал, который в Литве погасили самым оперативным образом. Осужденное Нюрнбергским трибуналом уничтожение европейских евреев Адамкус, по-видимому, преступлением не считает. Иначе в 2002 году не издал бы указ о присвоении звания полковник (посмертно) трем убийцам евреев – Антанасу Балтушису-Змею, Винцасу Каулинису-Барсуку и Юозасу Крикштапонису.
Впрочем, не только этих подонков посмертно обелил и возвысил сделавший карьеру подельник "Минского мясника". И вполне понятно, по каким причинам Адамкус сегодня уклоняется от бесед с прокурорами.
Спасти любой ценой
Литовская сторона по факту просьбы о правовой помощи со стороны белорусов заявила следующее:
"Обращение белорусской прокуратуры к Литве об оказании правовой помощи по уголовному делу о геноциде содержит факты и сведения, представленные таким образом, чтобы вызвать максимальный всплеск эмоций и ужаса от преступлений нацистских преступников и создать впечатление причастности ко всем этим ужасам Валдаса Адамкуса, экс-президента Литвы".
"Доказательств какой-либо связи между Адамкусом и Импулявичюсом или причастности к деятельности Импулявичюса не существует. Более чем вероятно, что обращение белорусской прокуратуры является политически мотивированным, специально подготовленным, чтобы вызвать как можно больше негативных эмоций и сфокусировать их на личности Валдаса Адамкуса", – посчитали в Литве.
Выше уже было сказано о прямой связи между Адамкусом и Импулявичюсом. Президент интересен правосудию в качестве свидетеля, близко общавшегося с военным преступником в 1944 году на протяжении не менее двух месяцев.
Они оба дезертировали с поля боя и вместе бежали сначала в Кретингу, оттуда – в Восточную Пруссию и дальше в Германию. Встречались в эмиграции в США и даже вместе некоторое время работали. Белорусы справедливо рассчитывают на гражданский и человеческий долг американского литовца в деле по поиску садистов-убийц.
Только ничего у белорусских прокуроров не выгорит, поскольку бывший гитлеровский солдат находится под покровительством президента Гитанаса Науседы. Вот что он говорил в интервью "Русской службе" BBC, едва став главой государства:
"Единственная моя связь с политикой – это работа с экс-президентом Литвы Валдасом Адамкусом. Мы познакомились в 2003 году, во время его предвыборной кампании. Я был внештатным советником. Все эти годы мы поддерживаем теплые и дружественные отношения, он [Адамкус] дает мне некоторые советы. Как человек он мне очень симпатичен, мне близки те принципы, которые он внес в политику – взаимное уважение, поиски компромиссов". Без комментариев.
Но в XXI веке не к лицу президенту якобы демократического и правового государства публично делать то, что можно осуществить тайно. Тем более, когда речь идет об юридической стороне события. Поэтому по команде из президентуры ведущие историки и политологи начали публично защищать Валдаса Адамкуса и шельмовать Генпрокуратуру РБ.
Вздыблены взмыленные историки
Полуправда и откровенная ложь льются рекой. Главный тезис всех защитников звучит одинаково: Валдас Адамкус в 1941 году был подростком, в батальоне (во II добровольческом полицейском карательном батальоне, впоследствии получившем № XII) Импулявичюса служили взрослые мужчины, несовершеннолетних в полицейские батальоны тогда не принимали.
Остановимся на деталях, которыми заявления различаются.
Альвидас Никжентайтис, директор Института истории Литвы, профессор сказал следующее:
"Заявление белорусской прокуратуры – прекрасный образец пропаганды КГБ СССР. Нет достоверной информации, которая подтверждала бы причастность Валдаса Адамкуса к деятельности Импулявичюса ни в 1941, ни в 1944 годах".
Арунас Бубнис, директор Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, считает так:
"Заявление прокуратуры Беларуси политически мотивировано. Валдас Адамкус в [1944 году] в "Силах обороны Отечества" служил в качестве переводчика. У СОО ничего общего с батальоном Импулявичюса не было".
Марюс Лауринавичюс, эксперт вильнюсского института политического анализа:
"Заявление белорусской прокуратуры – это часть гибридной, информационной войны, которую против Литвы ведет и Российская Федерация, и Белоруссия. Цель – выставить литовцев народом, который должен понести ответственность за геноцид евреев во время Второй мировой войны. Активная поддержка, которую белорусской оппозиции оказала Литва, разозлила [президента Александра] Лукашенко, и таким образом он пытается мстить, демонстрируя, что готов преследовать людей, которые занимали высшие посты в течение последних тридцати лет в независимой Литве".
Кирилл Касцян, доктор права, эксперт в области конституционного права, межэтнических отношений и идентичности, заявил:
"Начиная с 1970-х годов Адамкус регулярно посещал Литву, находившуюся тогда под советским контролем, и у советских властей не возникало вопросов к его деятельности во время Второй мировой войны. Во время своего президентства Адамкус встречался с Лукашенко. Сопоставив эти обстоятельства, можно говорить об абсурдности действий белорусской генеральной прокуратуры, единственным объяснением которых может быть лишь исполнение политического заказа высшего руководства Белоруссии".
Так работает в Литве подтянутая к линии фронта крупнокалиберная артиллерия. Как видим, эти парни даже мемуаров, написанных своими руководителями, не читают. Зачем им чужое мнение, если имеется свое?
Вот увидите: дряхлый последний литовский солдат Гитлера помрет в своей постели тихой смертью и будет внесен в Пантеон национальных героев с президентскими почестями.
О фрагментах его биографии, относящихся к 1941–1944 годам, в Литве быстро забудут. Но на небесах, надеемся, непременно спросят за все. Там отвертеться вряд ли получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.